Глонасс на авто из японии. Ввозить нельзя запретить: что происходит с ввозом подержанных иномарок

ЭРА-ГЛОНАСС – это комплекс оперативного реагирования в случае возникновения нештатных аварийных ситуаций на дороге. Конечной целью создания является сокращение времени прибытия служб спасения на место дорожно-транспортного происшествия.

Полное название – Государственная автоматизированная информационная система «Эра–Глонасс» (ГАИС «Эра-Глонасс»).

Система, задуманная с заботой о гражданах страны и разработанная по заказу Правительства России, на момент становления внесла немало сумятицы и неразберихи, породив множество вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашей статье.

Как работает «Эра-Глонасс»

Для водителя – это просто одна из кнопок, с помощью которой из автомобиля можно при возникновении аварийной или нештатной ситуации на дороге, запросить экстренную помощь, связавшись с диспетчером «Эра-Глонасс».

Технически – это ГЛОНАСС/GPS принимающее устройство и блок GSM связи, встроенные для получения данных о скорости и направление движения, а также транслирования координат автомобиля в центр обработки данных вдобавок обеспечивающие непосредственную голосовую связь с оператором центра.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день вся территория России покрыта сетью стандарта GSM, внедряемое новшество, бесспорно, должно снизить процент смертности на дорогах.

Сведения с модуля «Эра–Глонасс» автоматически поступают к оператору, а бригада медиков и спасателей, приезжая к месту, заранее знают всю основную информацию о случившемся (какие автомобили стали участниками происшествия, тип и силу столкновения, привело ли ДТП к опрокидыванию транспорта, количество пристегнутых пассажиров, имеется ли перегруз автотранспорта).

Оборудование подразделяется на 2 типа:

  1. Устройство обеспечивает голосовую связь потерпевшего с оператором центра, и передачу информации путем ручного нажатия кнопки SOS.
  2. Система «Эра-Глонасс» , в дополнение к устройству, при попадании в ДТП, передает координаты, время и данные автомобиля, в региональный центр операторов, в автоматическом режиме. С этой целью в автомобиль интегрируется управляющий контроллер, имеющий автономное питание и блок памяти, и считывающий сведения о степени ДТП со специальных датчиков либо получающий сигнал с подушек безопасности.

Сигнал, полученный в диспетчерском центре, передается далее в МЧС (система 112), после чего на основании данных о происшествии организуется выезд спасательных служб непосредственно к месту ДТП.

Задумана система в 2011 году, именно тогда был подготовлен техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. А через два года были внесены изменениями (от 30.01.2013), которые и определили, что с начала 2017 года весь автотранспорт, ввезенный либо вновь произведенный в пределах границ Таможенного союза должен оснащаться, либо системой «Эра–Глонасс», либо устройством оповещения .

Выбор оснащения автомобиля тем или иным прибором оповещения зависит от типа транспортного средства:

  • системами «Эра-Гланасс» комплектуется легковой транспорт вместимостью до 9 человек и грузовики максимальной массой не превышающие 3.5 тонн;
  • устройствами все остальные автобусы, троллейбусы и грузовики.

Система бесплатна для граждан в части использования её для целей оповещения о нештатных ситуациях на дороге. Абонентская плата за «Эра-Глонасс» отсутствует.

Однако обеспечение транспортного средства требуемым оборудованием приводит к увеличению стоимости самого автомобиля:

  • Конечно, все затраты, связанные с сертификацией устанавливаемого бортового устройства, автопроизводитель будет пытаться возместить за счет дилеров, а те, в свою очередь, с покупателей.
  • А владельцы ввозимых поддержанных иномарок теперь вынуждены дополнительно оплачивать установку и регистрацию необходимой аппаратуры.

В представленном видео озвучены основные вопросы, с которыми пришлось столкнуться автовладельцам с момента вступления нововведений в законную силу:

Таможня и «Эра-Глонасс»

Любой, кто пожелает купить автомобиль вне пределов нашего государства обязательно столкнётся с таможней и процедурой растормаживания ввозимого ТС.

Ввоз автомобиля без «Эра-Глонасс» таможня не запрещает, но вот с выдачей ПТС возникают сложности.

Таможня выдает ПТС в качестве дополнительной функции, возложенной на неё Правительством РФ. Руководствуясь положением о выдаче ПТС, утверждённым сразу тремя приказами Минестерством внутренних дел N496, Минпромэнерго N192 и Минэкономразвития N134 от 23.06.2005, с внесенными изменениями от 11.11.2015 приказ N 1072/3557/2293.

Как следует из года подписания приказов, таможня выдает ПТС на ввозимые автомобили уже без малого 12 лет. Регламент и сам процесс выдачи ПТС отлажены и работали без сбоев, пока с 01.01.2017 не вступил в законную силу пункт 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011.

Пункт закрепляет обязательную установку системы оповещения на весь автотранспорт, выпускаемый в обращение в зоне Таможенного союза.

Кнопка «Эра-Глонасс» должна стоять как на новых, только сошедших с конвейера, так и на ввезенных на территорию союза подержанных автомобилях.

Никакого запрета на ввоз из-за рубежа иномарок нет. Нововведение не поменяло порядок ввоза и декларирования транспорта. Но привело к прекращению выдачи ПТС на растамаживаемые авто, по причине отсутствия подтверждения соответствия ввезенных автомобилей Техническому регламенту.

Подтверждение, так необходимое таможне для выдачи ПТС, это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) либо одобрение типа транспортного средства (ОТТС).

Свидетельства выдаются аккредитованной испытательной лабораторией, но её представители, вплоть до 5 апреля 2017 заявляют об отсутствии у них возможностей выдать СБКТС без документов и актов от Минпромторга, регламентирующих данную процедуру и это несмотря на заявления министерства о разработке порядка дооборудования системой «Эра-Глонасс» еще в конце января.

Блокада ввезённых автомобилей продлилась до 9 апреля 2017 года. Именно в этот день в Приморском крае получил ПТС первый автомобиль, владелец которого, в соответствии с законом, установил на него терминал «Эра-Глонасс». Эти новости, для многих автовладельцев, стали знаковым событием:

Три месяца понадобилось чтобы был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».

Итак, что поменялось за этот период:

  1. Устройства вызова экстренной помощи появились в продаже у Агентов «Эра-Глонасс». Агентами являются предприятия или ИП официально реализующие терминалы.
  2. Стал возможен сам монтаж устройства «Эра-Глонасс» с последующей идентификацией установленного оборудования или проще сказать прописывания в терминал данных автомобиля.
  3. Лаборатории начали выдавать свидетельства в соответствии с Приложением А к ГОСТ 33670-2015 «Методы технической экспертизы, испытаний и измерений, применяемые к единичным ТС при проведении оценки соответствия». Техэкспертиза автомобиля в лаборатории сводится к рассмотрению имеющейся документации на приобретенное у агента АО «Глонасс» прибор оповещения.
  4. Таможня, получив запрашиваемые СБКТС и копию договора на приобретённый терминал, приступила к выдаче ПТС на ввозимые автомобили.

Ознакомиться с «временным порядком действий», перечнем аккредитованных лабораторий и списком лиц, имеющих право проводить идентификацию аппаратуры, можно на сайте АО «Глонасс» (http://aoglonass.ru), в разделе «Документы», «Информация для партнеров по установке устройств с функцией вызова экстренных оперативных служб».

Необходимо отметить что хоть ПТС и выдаются, но предписание, согласно которому проводится их выдача, что следует из названия документа, носит временный характер, и как долго оно будет действовать большой вопрос. Хотя у нас что временно то постоянно…

Прояснить сомнительные моменты, вы можете обратившись за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Новый порядок растаможки

Процедура таможенной очистки ввозимого транспорта согласно введенным правилам, подразумевает следующий порядок действий:

  1. приобретенный автомобиль необходимо доставить на таможню;
  2. далее обращаемся в сертифицированные центр (агент «Эра-Глонасс»), заключаем договор и приобретаем аппаратуру (терминал) при этом номер выданного устройства и сведения об автомобиле заносятся в глобальную базу данных, тем самым проходим процедуру идентификации в системе;
  3. требуется обратиться в спецлабораторию, аккредитованную на этот вид деятельности, за получением сертификата безопасности транспортного средства;
  4. имея на руках договор и сертификат возвращаемся на таможню, где после проверки предоставленных документов, будет выдан ПТС;
  5. получив ПТС, отправляемся на таможенный склад, забирать свой автомобиль;
  6. автомобиль нужно пригнать в автоцентр, где был заключен договор, для непосредственной установки самого терминала;
  7. для совершения завершающих регистрационных действий, необходимо в течение последующих 10 дней посетить ГИБДД чтобы .

Цена вопроса

Перед многими автовладельцами, которые только задумываются о приобретении авто вне территории Российской Федерации, стоит вопрос: «А сколько стоит приобретение и установка аппаратуры на автомобиль?»

Данные о тарифах можно также найти на указанном выше официальном сайте «Эра-Глонасс» во вкладке «Документы».

  • услуга по идентификации в системе (за 1 устройство) – 950 рублей;
  • установка аппаратуры вызова экстренных служб (за 1 комплект) – 18950 рублей.

Получается, с учетом ставки НДС (18%), стоимость оснащения автомобиля необходимым оборудованием составит 23482 рубля.

Итак, оборудовать пригнанную иномарку кнопкой вызова экстренной помощи возможно и относительно доступно. Но прогнозировать насколько безупречно новый узел будет справляться со всеми возложенные на него функции пока сложно.

Наступит ли с введением тотальной установки модуля «Эра-Глонасс» на ввозимый из-за рубежа автотранспорт эра безопасности на дороге – вопрос открытый. Время покажет.

А если вы уже столкнулись с подобными проблемами, обратитесь за правовой поддержкой к нашим автоюристам.

На уровне законодательства эта обязанность прописана в новом Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказах МВД России № 1072, Минпромторга России № 3557, ФТС России № 2293 от 11.11.2015 .

И вот, казалось бы, все проблемы, нестыковки и неувязки решены. Владельцы могут беспрепятственно ввозить свои новоприобретённые машины, заплатив за прибор и его установку несколько десятков тысяч рублей. Переплата, конечно же, но зато можно безотлагательно приобрести желаемую машину и ездить на ней по стране на вполне законных основаниях.

Проблем автолюбителям подкинула таможня, которая не дала добро на провоз автомобилей, приобретенных в странах Таможенного союза. Автомобили, приобретенные за пределами РФ, но в пределах Таможенного союза, если на них не были установлены системы вызова экстренных служб, не могли таможиться. Причем продолжалось это год с подачи самого таможенного органа.

Причем самое интересное во всем этом деле - пресловутый технический регламент союза такой процедуры и не подразумевал, но по-своему трактовала закон Федеральная таможенная служба РФ, которая по какой-то причине считала, что если нет , то пропускать автомобиль на территорию РФ нельзя.

Теперь, после обращения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Федеральную таможенную службу (ФТС), проблема разрешилась.

Вопрос- Ответ

Пара вопросов и несколько ответов по теме, которые наверняка волнуют наших читателей:

Если я купил подержанный автомобиль (из Армении, Киргизии, Казахстана, Белоруссии), нужно ли мне ставить ЭРА-ГЛОНАСС?


Нет, несмотря на то что по техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с начала прошлого года все выпускаемые в обращение автомобили в странах ЕАЭС должны быть оборудованы ЭРА-ГЛОНАСС, ставить ее при растаможивании автомобиля при ввозе в Россию из вышеперечисленных стран не нужно. Эта норма не закреплена в техрегламенте ТС.

Хочу ввезти машину из Беларуси. Автомобиль был выпущен в обращение до 1 января 2017 года в Беларуси. Нужно ли ставить ГЛОНАСС?


Нет, не нужно, ввоз в Россию разрешен без предустановленной отечественной системы, как и для таких входящих в экономический союз стран, как Киргизия, Армения, Казахстан.

С ГЛОНАСС ясно, но что делать, если требуют свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства при выдаче ПТС?


Это тоже обсуждалось комиссией ЕЭК. Поскольку и такая прямая норма отсутствует в техническом регламенте, теперь предъявление на таможне данного свидетельства не нужно.

О том, что Федеральная Таможенная Служба не имеет четких инструкций по оформлению ПТС на автомобили, ввозимые с 1 января 2017 года. Фактически это подразумевает невозможность ввоза автомобиля из-за рубежа, поскольку без ПТС автомобиль превращается в недвижимость, стоящую на таможенном складе временного хранения или частной стоянке. Разумеется, мы не оставили этот вопрос без внимания и продолжаем выяснять, как же легализовать ввозимый автомобиль. Но пока первые полтора месяца наступившего года приносят весьма неоднозначные вести…

Д ля тех, кто только что услышал о существовании каких-то нововведений и сложностей, поясним: с 1 января 2017 года получить ПТС на ввозимый из-за рубежа автомобиль стало невозможно без получения СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства), в котором указано, что автомобиль оборудован УВЭОС (устройством вызова экстренных аварийных служб). Нюанс в том, что ни один автомобиль за рубежом требуемым устройством, завязанным на систему ЭРА-ГЛОНАСС, не оснащается – а, следовательно, и ПТС без дооборудования получить невозможно.

И что теперь делать?

Кто мне расскажет, кто покажет

Определившись с одним из главных вопросов – необходимостью установить сертифицированное и функциональное УВЭОС, работающее с ЭРА-ГЛОНАСС – мы приступили к его решению. Разумеется, первой инстанцией, которая должна была помочь с решением этого вопроса, было непосредственно АО «ГЛОНАСС». В ответ на наш запрос с просьбой разъяснить порядок установки и сертификации устройства, нас уведомили о следующем.

Пресс-служба АО «ГЛОНАСС»

Акционерное общество «ГЛОНАСС» не является поставщиком, производителем или установщиком оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС».

Перечень организаций-изготовителей устройств вызова экстренных оперативных служб, на которые получены сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), размещен на сайте Федеральной службы аккредитации в разделе «Реестры/Сертификаты соответствия/Национальная часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме/Изготовитель» (может быть определен по ключевому слову «экстренных» в поле «Продукция).

АО «ГЛОНАСС» готово зарегистрировать в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» любого инициативного собственника, кто установит терминал, соответствующий требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), заполнит и направит нам соответствующую форму . Регистрация в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» согласно Федеральному закону бесплатна.

Отлично, подумали мы – вопрос с регистрацией уже решен. Осталось лишь выяснить, где, как и за какую сумму можно установить в автомобиль необходимое оборудование.

Надо сказать, указанный выше АО «ГЛОНАСС» список организаций-изготовителей устройств вызова оперативных служб оказался не только внушительным, но и основательно брендированным.

Львиная доля организаций имеет четко отраженное в названии отношение к бренду, автомобили которого оснащает УВЭОС: «устройства вызова экстренных оперативных служб модели 001, в конфигурации штатного оборудования транспортных средств категории M1, M1G производства Jaguar Land Rover Limited», «устройства вызова экстренных оперативных служб модели 8450005642 в конфигурации штатного оборудования транспортных средств производства ПАО «АВТОВАЗ» и так далее. Тем не менее, есть и «независимые» поставщики оборудования – на наш запрос откликнулись в Fort Telecom.

Владимир Макаренко

директор по развитию Fort Telecom

«Терминал ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой устройство, монтируемое в автомобиль. На легковых автомобилях факт и степень тяжести ДТП определяется автоматически по специальному алгоритму с помощью высокоточных акселерометра и гироскопа, кроме того, экстренный вызов может быть совершен вручную по нажатию кнопки. Данные о ДТП, такие как степень тяжести, количество пассажиров, VIN-код автомобиля, местоположение по спутникам ГЛОНАСС передаются в диспетчерский центр через INBAND модем средствами сети GSM. Комплект поставки для штатных систем определяется изготовителем ТС.

В случае установки системы на автомобиль, уже выпущенный в обращение, может использоваться сертифицированный комплект УВЭОС (устройства вызова экстренных оперативных служб), а собственник при этом должен подать заявление в АО ГЛОНАСС о подключении его автомобиля к базе ЭРА-ГЛОНАСС.

Порядок подключения к системе автомобилей, уже выпущенных в обращение, в данный момент уточняется и прорабатывается в АО ГЛОНАСС для упрощения этого процесса.

На новые модели автомобилей система ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается на конвейерах автопроизводителей штатно. На сегодня автопроизводитель не имеет возможности получить ОТТС (одобрение типа транспортного средства), если в конструкцию автомобиля не заложено устройство ЭРА.

Если мы говорим о подержанных автомобилях, ввозимых на территорию РФ после 1 января 2017 года и не имеющих паспорта транспортного средства (ПТС), то они также попадают в категорию выпускаемых в обращение ТС. Такие автомобили должны получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и ПТС. Но если до 1 января 2017 года отметки о наличии системы ЭРА-ГЛОНАСС в этих документах не требовалось, то теперь она является обязательным условием для прохождения таможенного контроля и эксплуатации автомобиля на территорию РФ. Процедура сертификации в данном случае остается неизменной и описана в техническом регламенте ТР ТС 018: автомобиль должен иметь сертификат на УВЭОС, а если это легковой автомобиль менее 2,5 тонн, то для ввоза такого типа ТС потребуется пройти краш-тесты по правилам ЕЭК ООН 94 и 95. К сожалению, процедуры для ввоза уникальных типов автомобилей, ввозимых единицами штук в год, по нашим данным пока не определены.

Для автомобилей, уже эксплуатируемых на дорогах РФ, в случае инициативы владельца установить систему ЭРА в своем автомобиле, будет разработан упрощенный порядок дооборудования. Формально, уже сегодня любой желающий может приобрести УВЭОС, установить его на свой автомобиль, после чего подать письменную заявку на регистрацию ТС в АО «ГЛОНАСС». Однако вопрос создания авторизированных технических центров, уполномоченных нашей компанией проводить данную процедуру, пока только обсуждается.

На сегодня Форт-Телеком имеет сеть партнеров и интеграторов из более чем 100 компаний по России и СНГ. Сейчас они активно проходят обучение. Эти компании, обладающие многолетним опытом установки систем ГЛОНАСС-мониторинга транспорта, и станут плацдармом для создания центров установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС

Цена оборудования может значительно отличаться в зависимости от набора дополнительных функций, которые есть в устройстве. Самое простое устройство, имеющее только функцию экстренного вызова, может стоить 100-120$, в то время как устройство с возможностью подключения дополнительных датчиков, интеграцией с CAN-шиной и другими функциями может стоить 300$ и выше.

Выдавать СБКТС имеют право лишь аккредитованные государством, независимые сертификационные центры после осуществления экспертизы транспортного средства.

Сейчас нам как производителю устройств приходится отвечать на сотни запросов от собственников ТС и компаний-установщиков оборудования, разъясняя существующий на сегодня порядок оснащения и ввоза автомобилей. Главное, чем мы можем помочь – сертификатами на УВЭОС на конкретные автомобили. На сегодня, более 30% сертификатов на автомобили выданы именно на установку с оборудованием Форт-Телеком».

Изучив этот подробный ответ, можно сформулировать четыре главных тезиса , определяющих порядок и существующие проблемы:

  1. По данным Fort Telecom, для получения ПТС необходимо не только установить во ввозимый автомобиль УВЭОС, но и пройти краш-тесты – разумеется, этот факт требует подтверждения от государственных регулирующих органов.
  2. Установить и зарегистрировать УВЭОС с возможностью дальнейшей эксплуатации автомобиля можно лишь для машин, уже выпущенных в обращение – то есть, имеющих ПТС и зарегистрированных в ГИБДД.
  3. На данный момент полноценная сеть организаций-установщиков УВЭОС находится лишь в стадии становления – иными словами, для установки необходимого оборудования, возможно, придется потрудиться и попутешествовать.
  4. Выдача СБКТС осуществляется не организациями-установщиками (что, в принципе, было понятно и ранее), а аккредитованными государством независимыми сертификационными центрами после осуществления экспертизы транспортного средства. Чуть позже мы узнаем, о чем именно идет речь.

Чур, не я

Разобравшись с порядком установки и сертификации УВЭОС, мы перешли непосредственно к вопросу легализации транспортного средства. Предположим, нам удалось ввезти автомобиль, растаможить его, установить УВЭОС и зарегистрировать устройство в АО «ГЛОНАСС». Что делать дальше, и можно ли получить ПТС, не разбивая еще пару машин? С этим вопросом мы обратились в госорганы.

Новости / Авто и общество

Импортируемые в РФ машины без ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 года не смогут получить ПТС

«Выдача паспортов транспортных средств на ввозимые физическими и юридическими лицами единичные транспортные средства, не оснащённые устройствами вызова экстренных оперативных служб, осуществляется таможенными органами...

1371 0 0 23.12.2016

Поскольку новый порядок оформления паспортов транспортных средств был введен «Приказом МВД России N 1072, Минпромторга России N 3557, ФТС России N 2293 от 11.11.2015 об изменении Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России», было бы логично обратиться именно в эти инстанции. Отбросив МВД как орган, регламентирующий обращение автомобилей, уже имеющих ПТС, мы направили запросы в Министерство экономического развития и Федеральную таможенную службу.

Минэкономразвития оказалось непричастным к теме: нам молниеносно и однозначно сообщили: «Вопрос в Минтранс». Что ж, невелика проблема – обратимся к ним.

Пресс-служба Минтранса России столь же незамедлительно отреагировала на запрос, кратко отрапортовав: «По данным вопросам необходимо обращаться в таможенные органы, а также в ГИБДД». Что ж, это почти логично, решили мы, и окончательно переключили внимание на общение с ФТС.

Федеральная таможенная служба оказалась крепким орешком. После примерно недельного общения по электронной почте и телефону мы, наконец, получили отклик – но не получили ответов на вопросы. Письмо, направленное в ответ на наш запрос, содержало, среди прочего, следующую информацию.

Пресс-служба Федеральной таможенной службы

Выдача ПТС не является таможенной операцией и соответственно не регламентируется таможенным законодательством. Это дополнительная функция, возложенная на таможенные органы Правительством Российской Федерации. ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134. Согласно данному положению, предоставление документов, подтверждающих соответствие автомобиля Техническому регламенту, является обязательным, как для юридических, так и для физических лиц. Отсутствие таких документов влечет отказ в выдаче ПТС.

На брифинге 9 февраля 2017 года во Владивостоке также был затронут не менее важный для общественности вопрос относительно возможности и порядка дооборудования автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб и их дальнейшей сертификации с целью получения ПТС. К сожалению, данный вопрос находится вне компетенции таможенных органов, и должен быть адресован Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. На сегодняшний день порядок выдачи ПТС после дооборудования отсутствует.

Основной акцент в ответе ФТС был сделан на выдачу ПТС для автомобилей, ввезенных до 1 января 2017 года – такие машины, успевшие получить СБКТС в прошлом году, могут получить ПТС «по старым правилам», без установки УВЭОС и прочих сложностей. Но этих авто, очевидно, не касаются животрепещущие вопросы, а потому значительная часть ответа ФТС не имела для нас особой ценности. Однако мы получили имя очередной инстанции, в которую нам следовало обратиться для получения желанной информации.

Министерство промышленности и торговли получило наш запрос 10 февраля. После ожидания и дополнительного звонка 13 февраля мы получили устное сообщение о том, что обращение принято в работу, но ответа на него… пока нет. Похоже, мы наконец-то нашли конечную инстанцию, призванную дать окончательные ответы на интересующие всех вопросы. Но вот самих ответов, возможно, пока нет не только у нас, но и у тех, кто должен их дать.

Тем временем в реальной жизни

Однако жизнь и работа продолжаются не только в министерствах, но и у граждан – в том числе тех, кто планировал и планирует ввезти в страну автомобиль. На форуме российского таможенного портала ТКС недавно появилось сообщение от непосредственного участника событий. С полным текстом сообщения , мы же рассмотрим лишь основные факты.

Человек приобрел в США пикап 2016 года выпуска. Ввезя его в Россию в феврале 2017 года, проведя таможенную очистку и уплатив таможенный сбор он, разумеется, озаботился вопросом получения ПТС. Путь его обращений был краток: он связался с АО «ЭРА-ГЛОНАСС» и сертифицированными установщиками, установил УВЭОС и зарегистрировал его в установленном порядке.

Однако поскольку его модель автомобиля не продается в России и не проходила испытания в аккредитованной лаборатории, ему необходимо самому пройти эту сертификацию. После вопроса о том, где ее можно пройти, его направили в Центр испытаний «НАМИ» в городе Дмитров – и в Центре испытаний ему объявили стоимость протокола испытаний для получения СБКТС в 800 тысяч рублей! Столь баснословную цену объяснили необходимостью проведения дорогостоящих стендовых испытаний, в том числе включающих переворот автомобиля. При этом в Центре испытаний уточнили, что являются единственной в России аккредитованной организацией, уполномоченной проводить испытания такого рода.

Сообщение стало поводом не только для бурных обсуждений, но и для ответа представителя НАМИ, который, в свою очередь, опроверг сам факт возможности проведения стендовых испытаний для ввозимых подержанных автомобилей в единичных экземплярах и уточнил, что слова о стоимости и проведении процедуры были вырваны из контекста:

Денис Загарин

участник форума TKS

Возглавляемое мною предприятие никогда не занималось так называемым переоборудованием или впоследствии СБКТС. Сейчас именно этот документ необходим для получения ПТС в части единичных автомобилей. Наша работа – проверка новых автомобилей, впервые входящих на рынок Таможенного союза. Вы абсолютно правы. Это сертификация, но никак не СБКТС.

Соответственно, так как такая процедура для новых типов автомобилей проводится фактически один раз, то она включает в себя все аспекты, включая разрушающие испытания. С соответствующей стоимостью и объемом работ. Например, фронтальный удар по Правилам ООН N94 – это три дня подготовки, деформируемые барьеры по 1000 евро, манекены Hybrid III, по 150 000 евро и пять дней расшифровки данных. Я не хотел бы комментировать включение подобных требований к единичным автомобилям. СБКТС выдавался и выдается на основании документации, технической экспертизы и, при необходимости, проведения испытаний. Соответственно, это вопрос к тем лабораториям, которые работают на рынке СБКТС. Если их эксперты готовы подписаться — это их ответственность.

Что касается новости, которая взбудоражила сегодня всех – мои сотрудники честно предупреждали, что мы не занимаемся «единичками». Мы знаем, как оценить автомобиль, впервые проходящий процедуру. Более того — сертификации не подлежит продукция, бывшая в употреблении. Тем не менее ценой таких испытаний интересовались очень сильно, и она была названа. Хотя еще раз было оговорено, что это не выход. Тем не менее, слова оказались выдернутыми из контекста.

Проблема создана не НАМИ, но я уверен, что она разрешится в любом случае. Пусть и с таким огромным количеством затраченных средств и нервов.

Стоит заметить, что вышеприведенная цитата не является официальным ответом – однако если ее автор действительно имеет отношение к руководству НАМИ, его пояснение не слишком-то пролило свет на процедуру легализации ввозимого в частном порядке легкового автомобиля.

Что же будет дальше?

Несмотря на то, что к настоящему моменту у всех накопилось больше вопросов, чем ответов, нет никаких сомнений в том, что окончательная процедура оформления ПТС на ввозимые подержанные автомобили будет выработана и озвучена уже в ближайшие месяцы. Сейчас же «низы не могут, пока верхи не захотят»: организации опасаются выдавать СБКТС, не получив четких указаний со стороны государственных органов, регламентирующих эту процедуру.

Мы всерьез рассчитываем, что свет на сегодняшние «тайны» прольет ответ Минпромторга – однако даже после этого предстоит уточнить порядок оформления СБКТС и итоговую стоимость «легализации» подержанного автомобиля для постановки его на учет. Мы продолжаем работать над этим – и надеемся, что уже в следующей публикации будем располагать четкими ответами на все поставленные вопросы.

P.S.

Буквально на следующий день после публикации материала у нас появилась информация о том, что таможня без установки на них УВЭОС, связанного с системой ГЛОНАСС. Это временная мера, вызванная большим числом автомобилей, «застрявших» на таможне в ожидании конкретных рекомендаций сверху — именно тех, которые запросили и мы. Чтобы не складировать машины и не провоцировать недовольство владельцев, попавших в «подвешенное» состояние, таможенники еще полгода будут выдавать ПТС «по старой схеме». Однако в эти «льготные» полгода и будет сформулирован новый порядок, регламентирующий получение ПТС после установки «тревожной кнопки».

В ближайшие три дня Владивостокское таможенное управление перейдет на 12-часовой режим работы ради скорейшего оформления «зависших» на российской границе «праворулек», не оборудованных системой экстренного реагирования на базе ЭРА-ГЛОНАСС. Напомним, что в до последнего времени около полутора тысяч подержанных авто, преимущественно из Японии, не могли пересечь границу России, хотя их владельцы выполнили все необходимые процедуры. Дело в том, что начиная с 1 января 2017 года оформить ПТС на любую машину (что новую, что подержанную) можно лишь в том случае, если она оснащена блоком с ЭРА-ГЛОНАСС.

По этой причине таможня перестала выдавать ПТС и на японские «праворульки», хотя их владельцы оформили их и оплатили все таможенные сборы. Другими словами, такую машину ввезти в Россию можно, но ездить на ней нельзя, поскольку невозможно поставить машину на без ПТС. Такая ситуация совсем не устраивала владельцев праворульного секонд-хэнда и в Приморье дело дошло чуть ли не до митингов «обманутых автоимпортеров». Да и забитые неоформленными машинами склады явно не устраивают самих дальневосточных таможенников.

japan-auction-agent.up.n.seesaa.net/

Патовая ситуация настолько всех не устраивала, что в нее пришлось вмешаться губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому. Он предложил в качестве исключения отложить введение ГЛОНАСС-требований к импортируемым машинам хотя бы на пол-года. На такой шаг ради каких-то полутора тысяч власти страны, разумеется идти не собирались. Поэтому, судя по всему, было принято компромиссное решение: дальневосточная таможня все-таки будет выдавать ПТС на импортируемые подержанные машины. Но только в том случае, если хозяин такого транспортного средства уже оплатил таможенные платежи.

Таким образом у них появится возможность зарегистрировать ввезенный транспорт ГИБДД. Всем остальным желающим у без ЭРА-ГЛОНАСС милостей от таможни ждать не придется. Напомним, что «АвтоВзгляд» уже обращал внимание на то, что основу легкового автопарка части России, лежащей восточнее Байкала, традиционно составляет иномарочный секонд-хенд, — преимущественно пресловутые «праворульки» японских марок. На данный момент в автопарках Дальнего Востока и Сибири насчитывается почти 3 млн. японских праворульных машин.

Причем, это, по большей части, очень старые машины. Так, средний возраст транспортных средств в Камчатском крае составляет 20,9 лет, в Приморском крае — 20 лет, а на Сахалине — 19,2 года. С 1 января 2017 года, когда оснащение системой ЭРА-ГЛОНАСС стало обязательным условием ввоза авто на , «японский» канал пополнения поголовья этих относительно недорогих машин оказался перекрыт. Это означает, что в самом ближайшем будущем на территориях восточнее Байкала, когда праворульные развалюхи начнут массово отправляться на свалку, наступит самый настоящий дефицит по-настоящему бюджетных автомобилей.

В связи с этим, в ближайшие годы у торговцев подержанными легковушками из европейской части России появится новый огромный рынок сбыта — регионы за

Действующее законодательство Российской Федерации требует, чтобы все автомобили, которые ввозятся для постоянного использования на территорию страны, были оборудованы системами экстренного оповещения о чрезвычайных происшествиях «ЭРА-ГЛОНАСС» . Ввоз и эксплуатация автомобилей без так называемой «тревожной кнопки» запрещена. Таможенная служба не сможет выдать на такую машину документ, дающий право на постановку его в органах государственной автомобильной инспекции, если владелец не выполнит оформление необходимых бумаг и установку на свой транспорт системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Законодательное урегулирование вопроса ввоза

Необходимость установки этой системы закреплена техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Он принят решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года, после чего в него были внесены изменения в 2013 году. Кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС ранее должны были быть оборудованы только некоторые категории автомобилей, но с 1 января 2017 года это требование стало обязательным для всех.

Любой автомобиль, который планируется эксплуатировать в России, должен иметь тревожную кнопку. Ввоз автомобиля без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» возможен, но транспортному средству необходимо будет пройти таможенное оформление, а затем оснащение комплектом оборудования экстренного оповещения.

Большинство новых машин, которые производятся автомобильными заводами для эксплуатации в РФ, еще на конвейере оборудуются системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Ввоз подержанных автомобилей возможен, но для эксплуатации транспорта потребуется получить ряд документов и установить необходимое оборудование ЭРА-ГЛОНАСС в сертифицированном центре.

Информация о наличии комплекта оборудования ЭРА-ГЛОНАСС должна вноситься в ПТС (паспорт транспортного средства). Однако если документ, оформляемый на таможне (ОТТС), был получен, например, 31 декабря 2016 года, то он продолжает действовать положенные 3 года. Ввоз и эксплуатация такого автомобиля на территорию России возможна. Но это частный случай, который только подтверждает основное правило.

Процедура установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимый автомобиль

Установка систем «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые автомобили с пробегом возможна только в специализированных сервисных центрах.

Сама же процедура установки происходит следующим образом:

  • в автомобиль устанавливается оборудование и модуль системы экстренного оповещения;
  • сотрудники центра выполняют тестовый звонок в диспетчерский центр, после чего кнопка по прописанному в ней идентификационному номеру регистрируется в базе данных;
  • компания, которая проводила установку, выписывает документы, которые нужны для постановки автомобиля на учет в органах ГИБДД.

Схема документального оформления установки кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» на таможне

Специалисты компании-оператора системы экстренного оповещения описывают порядок оформления документов при пересечении границы следующим образом:

  1. По прибытии машины на таможню, владелец автомобиля должен получить СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), в одну из граф которого вписывается идентификационный номер кнопки ЭРА-ГЛОНАСС.
  2. После этого владелец получает ПТС и забирает транспортное средство с таможенного оформления.
  3. Затем у владельца есть 10 дней, чтобы обратиться в специализированный сервисный центр по установке систем экстренного оповещения и установить кнопку «ЭРА-ГЛОНАСС».

Заплатить нужно будет только за само оборудование, работу по его установке и услугу по регистрации тревожной кнопки в базе данных диспетчерского центра. Абонентская плата за эксплуатацию кнопки не предусмотрена.

Однако в настоящее время не урегулирована санкция, которая последует, в случае если водитель не установит в десятидневный срок систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Скорее всего, ПТС может быть аннулирован или сотрудники автомобильной инспекции откажут в постановке на учет и выдаче государственного номера.

Публикации по теме