PIC-контроллер. Программирование PIC-контроллеров

В 2006-м году возникло у меня желание освоить ассемблер для PIC микроконтроллеров. Решение осваивть именно PIC-и сформировалось не случайно. Для начала всего лишь 35 команд ассемблера. Запомнить наизусть их можно за несколько дней применяя на практике, при написании собственной программы. Или же просто заучить, пользуясь даташитом на любой из PIC контроллеров. Благо, что часть документации доступна на русском языке.

Ну и первая конструкция - само-собой часы. И несложно(во всяком случае в начале мне так казалось) и дома и на работе часам или таймеру применение найти легко. Единственное препятствие, с которым пришлось столкнуться - это отсутствие ясной и последовательно изложенной информации по, непосрественно, способам программирования.

В сети много сайтов с микроконтроллерной тематикой, но часто эта информация выложена в виде этакого винигрета, в котором разобраться, имея нулевой опыт в программировании чипов очень трудно.
После запуска схемы "первый проект на микроконтроллере" - мигания светодиодом начался судорожный поиск дельной информации. И совершенно случайно, рыская по сети в поисках информации по очередной схеме из журнала "Радио" (частотомер Денисова) вышел на сайт Евгения Корабельникова.

Не могу сказать, что на этом мои поиски закончились. Некоторые подходы придумывал сам, а свой код, он как правило всегда лучше, чем придуманный кем-то другим.
Но более последовательного и методичного изложения вопросов по структуре микроконтроллеров, вариантам протоколов обмена информацией PIC-а с внешними устройствами(индикаторы, датчики), работы с микросхемами памяти и многого другого, не встретил пока больше нигде.

Евгений - Автор с большой буквы, сумел упорядочить и переложить в нормально читаемый текст огромное количество материала, сделав его понятным и доступным, даже для тех, кто никогда раньше с программированием не сталкивался.

Если Вам нужен быстрый старт и программирование на ассемблере для PIC контроллеров, то рекомендую сайт Евгения Александровича.

Программирование на ассемблере для

PIC микроконтроллеров

Самоучитель по программированию PIC контроллеров для начинающих

(руководство по конструированию устройств на микроконтроллерах)

Общие замечания по стратегии "въезда".

"Самоучитель..." составлен таким образом, что, в случаях наличия каких-то неясностей, возникающих после прочтения предыдущих разделов, в последующих разделах, они постепенно проясняются за счет дополнительной информации. На первичной стадии "въезда", главное - понять смысл, а все остальное к нему, со временем, приложится.

Введение
1. Готовим инструменты. Изготовление программатора и работа с ним.
2. Что такое микроконтроллер, и как он работает.
3. Система команд PIC16F84A.
4. Что такое программа и правила ее составления. Пример создания программы автоколебательного мультивибратора. Директивы. Принципиальная схема мультивибратора
5. Интегрированная среда проектирования MPLAB IDE и работа в ней.
6. Что дальше?
7. Пример создания программы (начало).
8. Пример создания программы (продолжение).
9. Работа в симуляторе. Отладка программы.
10. Как отследить выполнение программы
11. Прерывания. Стек. Пример разработки программы с уходом в прерывания.
12. Организация вычисляемого перехода. Работа с EEPROM памятью данных.
13. Флаги. Работа с флагами. Как работает цифровой компаратор. Перенос и заем.
14. Пример задействования флага С в трехбайтном суммирующем устройстве. Циклический сдвиг. Операция умножения.
15. Введение в принцип построения подпрограммы динамической индикации. Косвенная адресация.
16. Преобразование двоичных чисел в двоично-десятичные. Окончательное формирование текста подпрограммы динамической индикации.
17. Принцип счета. Работа с таймером TMR0. Принцип установки групп команд счета в текст программы.
Заключение

15 ноября 2009 в 14:56

Программирование микроконтроллеров PIC16/PIC18 на языке C. Статья вторая. Базовые сведения о платформе. Первая программа

  • Программирование микроконтроллеров

Если в первой статье все получилось хорошо - мы получили базовую программную обстановку для продолжения обучения.

Как я говорил ранее, пока что объяснять буду на базе МК PIC16F628A .
Обязательно качаем документацию на него. Рекомендую для поиска - alldatasheet.com
DataSheet - главный документ при разработке на базе МК.
Рекомендую распечатывать основные таблицы и разделы для удобства пользования.

Открываем ДШ.

Наиболее важные сведения о кристалле:
- максимальная рабочая частота - 20МГц;
- 2048х14 бит флеш-ПЗУ;
- 224 байта статической ОЗУ;
- 128 байт энергонезависимой ПЗУ;
- 16 доступных выводов;
- модуль приемо-передатчика;
- 3 таймера.

Данный кристалл - представитель так называемого среднего (Mid-range) семейства МК PIC.

Вкратце расскажу о том, что обязательно нужно понимать .

Память данных устройства разделена на 4 банка .
Банки содержат регистры специального назначения(SFR) и регистры общего назначения(GPR).
SFR - используются для управления устройством и его модулями.
Регистры обшего назначения представлены в виде статической ОЗУ, где мы можем хранить свои переменные.
Специальные регистры занимают по 32 начальные позиции в каждом банке.
В ДШ на страницах 18-21 показаны все регистры специального назначения. Распечатайте их - пригодится и не раз.

Это довольно таки объемная тема, и пропускать ее никак нельзя.
А с другой стороны нудноватая и неинтересная.
Пробуйте переосилить себя и прочитать об организации памяти и регистрах специального назначения в ДШ и у Шпака(упоминал в первой статье).

Порты ввода/вывода .

У данного устройства два порта: PORTA и PORTB.
Каждый вывод порта может использоваться непосредственно как простой вывод либо как вывод прочих модулей МК.
В самом начале ДШ вы должны были заметить что каждый вывод помимо основного названия, к примеру RB1, содержит еще и другое наименование RX и DT.
Вот здесь RX и есть второстепенная функция вывода - как вход приемо-передатчика.
Но пока мы не будем трогать периферийные модули устройства.

Каждый вывод порта может функционировать как вход или как выход.
Например, если нам нужно зажечь светодиод то вывод, к которому он подключен мы конфигурируем как выход, и выставляем на нем соответствующий уровень.
А вот если нам нужно подключить кнопку к порту и считывать факт нажатия, то здесь уже необходимо конфигурировать этот вывод как вход.
Конфигурация вход/выход осуществляется с помощью регистров TRIS .
Если в соответствующий бит регистра TRIS записать 1 то этот вывод станет входом, если 0 - выходом(видимо в связи с схожестью 1 и Input, а 0 и Output)
К примеру:

TRISA = 0; // Все выводы порта А - выходы
TRISB = 0xff; // Все выводы порта B - входы
TRISA5 = 1; // 5 вывод порта А - вход. Кстати не у всех компиляторов можно обращаться к каждому выводу непосредственно

Имена регистров можно посмотреть в папке «Папка HT-PICC\include» для соответствующего контроллера.

Для установления определенного уровня на выводе используем регистр PORT.
К примеру:

PORTA = 0; // Все выводы порта А с низким уровнем
PORTB = 0xff; // Все выводы порта B с высоким уровнем
RB5 = 1; // На пятом выводе порта B высокий уровень

Так. Достигаем момента когда неоходимо сделать отступление собственно по языку C.
Наверное напишу здесь небольшой пример. Скомпилируем. Запустим в Proteus, а о базовом языке C напишу в следующей статье.

Напишем небольшую программку. Помигаем светодиодом.
Пользуемся ранее созданным проектом, либо создаем новый, по схеме из первой статьи.

Для начала подключим файл заголовков.


Мы не выбираем конкретную модель, а указываем pic.h. Если открыть его то увидим скрипт выбора конкретного файла исходя из выбранного устройства при создании проекта.
void main(void)
{
while(1);
}

Пишем в ее начале:
TRISA = 0; // Порт А - все выводы выходы
PORTA = 0; // с логическим нулем
TRISB = 0; // Порт B - все выводы выходы
PORTB = 0; // С логическим нулем

Пойдем в «Папка HT-PICC\samples\delay».
Скопируем оттуда delay.c и delay.h и вставим их в папку проекта.

Добавим строку в начале:
#include «delay.c»
Мы будем использовать функцию DelayMs(x) для создания паузы между переключениями светодиода.

Допустим светодиод подключен к RB0.
Для его переключения будет использоваться логическое исключающее «ИЛИ»:


В итоге код принимает вид:
#include #include "delay.c"

Void main(void)
{
TRISA = 0;
PORTA = 0;
TRISB = 0;
PORTB = 0;

While(1)
{
DelayMs(250); // Сделаем паузу в полсекунды
DelayMs(250);
RB0 ^= 1; // инвертируем вывод
}
}

Прошивка готова.
Теперь настроим конфигурационные биты.
Жмем Configure -> Configuration bits .
Снимаем галку «Configuration Bits set in code» , так как в коде мы ничего не выставляли.

Видим несколько пунктов.
Выставляем как на скрине.
Oscillator - HS - в качестве тактового генератора будет использоваться высокочастотный кварцевый резонатор.
WatchDog Timer - Off, если включить, то микроконтроллер будет периодически сбрасываться во избежание каких-либо зависаний. Нам такая возможность пока не нужна.
Power Up Timer - Enabled, МК будет находится в состоянии сброса, пока напряжение питания не достигнет необходимого порогового уровня.
Brown Out Detect - On, сброс МК, если произошло падение питающего напряжения ниже определенного уровня.
Low Voltage Program - Disabled, запрещаем использовать низковольтное внутрисхемное программирование МК. Здесь уже зависит от Вашего программатора.
Data EE Read Protect - Off, разрешаем чтение данных и EEPROM памяти МК.
Code Protect - Off, отключаем защиту кода в МК. Если выставить On - то невозможно будет считать программу из МК. Нам пока такая возможность не нужна.

Еще раз жмем F10.
Закрываем.

Прогоним программу в Proteus.
Запускаем Proteus ISIS.
Находясь в разделе Component mode жмем Pick from libraries и, пользуясь поиском, добавляем на форму компоненты:
- PIC16F628A;
- LED-RED;
- RES;

Два раза кликаем на каждом из них и выставляем параметры.
Для МК - выбираем файл прошивки *.hex из папки нашего проекта, и выставляем частоту 4МГц.
Для LED-RED выбираем Model type - Digital.
Для резистора выбираем сопротивление в 300 Ом.
Добавляем на форму Ground в разделе Terminals mode и соединияем как на скрине.

Жмем Play - светодиод должен мигать.

В следующей статье плотно пройдусь по языку C.
Вслед за ней будет статья по периферии контроллера и примеры кода для нее.
И за ней планирую рассказать о USB и PIC 18.
Вот такой план пока:-)

Итак, вы решили научиться программировать pic-контроллеры. Для начала поговорим о том, что вам для работы с этими контроллерами понадобится.

Контроллер работает по определённой программе, которая должна как-то в него попасть. Обычно программу в машинных кодах, готовую для записи в контроллер, называют прошивкой. Следовательно нужно какое-то устройство, которое будет записывать (на сленге обычно говорят заливать или прошивать) программу в контроллер. Такое устройство называется программатор. Подробнее о программаторах и заливке программы мы поговорим позднее, в последней части нашей эпопеи (когда уже будет что заливать), а пока давайте по-порядку — как нам эту программу написать.

Программа для контроллера — это, как я уже сказал, набор машинных кодов, записанный в файле с расширением «hex» (), который и нужно заливать в контроллер с помощью программатора. Никакого другого языка контроллер не понимает. Следовательно, нужна специальная программа, которая будет переводить текст программы, написанный на каком-либо языке программирования, в машинные коды. Наиболее удобными в этом плане являются интегрированные среды разработки (IDE — integrated development environment), поскольку они могут не только осуществлять перевод текста программы в машинный код, но и производить симуляцию её работы. Причём симуляцию можно проводить пошагово, при этом можно наблюдать состояние регистров или даже менять их состояние по своему желанию. Короче, интегрированные среды помимо, собственно, компиляции (перевода в машинные коды) предоставляют отличные возможности для отладки программы.

IDE, как и программаторов, существует много. Лично я пользуюсь MPLAB и вам рекомендую, по той простой причине, что MPLAB — это IDE от самого производителя PIC-контроллеров — фирмы Microchip, поэтому имеет отличную поддержку (в том числе на русском языке, что особенно приятно). С официального сайта Microchip можно скачать и сам этот пакет, и подробное описание по работе с ним. Если не нашли или ломает искать — , правда это уже не самая свежая версия.

В описании на русском языке про всё рассказано: от установки и настройки до удаления. В большинстве случаев вся установка заключается в том, чтобы запустить setup и ответить на пару вопросов, типа куда ставить драйверы и тому подобное, от себя лишь добавлю, что во избежание глюков ставить пакет надо в такую папку, чтобы в пути были только английские буквы (а не в какую-нибудь, типа C:\Программы\PIC\MPLAB). Вообще, кириллицу в путях к файлам или в названиях файлов лучше не использовать, иначе возможны глюки.

MPLAB позволяет писать программы на двух языках: СИ и Ассемблер. Интернет просто ломится от разборок СИ-шников и ассемблерщиков, которые с пеной у рта доказывают друг другу, какой язык лучше. Я отношу себя к ассемблерщикам, поэтому, естественно, расскажу почему лучше именно Ассемблер.

Ассемблер представляет собой набор элементарных команд, выполняемых контроллером. Каждая команда трактуется в машинный код совершенно однозначно, а результат её выполнения и время выполнения всегда одинаковы. То есть, если вы имеете листинг на ассемблере, то вы можете совершенно точно сказать, что делает контроллер в каждый момент времени и каким именно образом достигается нужный результат.

Программа на языке СИ (да и вообще на любом языке высокого уровня) — это уже набор команд не контроллера, а соответствующего языка. При компиляции каждая такая команда заменяется набором команд для контроллера, но каким именно набором команд она заменяется, — этого вы уже не знаете, это знает только разработчик языка программирования. Соответственно, невозможно понять, каким именно образом контроллер выполняет желаемое действие.

Короче говоря, в случае с языком высокого уровня вы изучаете как какой-то дядя обозвал свои способы реализации необходимых вам функций и по каким правилам их надо записывать. В данном случае можно провести следующую аналогию: вы хотите поговорить с китайцем, но вам говорят: "Китайский слишком сложный язык, но есть один дядя в Болгарии, который 20 лет жил в Китае и отлично его выучил. А болгарский язык с русским очень похожи и русскому человеку он интуитивно понятен, так что выучите болгарский, а уж дядя переведёт."

В случае с ассемблером, вы изучаете сам контроллер и правила, по которым надо разговаривать с контроллером. При этом контроллер имеет всего-то несколько десятков команд, которые умещаются на одном листке и их легко можно окинуть одним взглядом.

Надеюсь, к этому моменту вы уже сделали выбор языка программирования, так что пойдём дальше.

Что нужно сделать в MPLAB, чтобы получить желанную прошивку? Как я уже сказал — подробности читайте в руководстве к IDE MPLAB, оно на русском и там всё понятно (если не понятно — идём на форум), я же только кратко перечислю самое основное и дам некоторые рекомендации.

Итак, мы установили MPLAB, хотим написать в нём программу для контроллера и получить готовую прошивку.

Сначала нужно создать проект. Для каждого проекта рекомендую заводить отдельную папку, потому что, во-первых, в проект может входить несколько файлов, а, во-вторых, сам MPLAB создаст ещё несколько вспомогательных файлов (*.lst, *.err, *.cod, *.bkx). Если несколько проектов будут в одной папке, то легко можно запутаться какие файлы к какому проекту относятся. Короче, создаём для проекта новую папку, потом запускаем MPLAB и выбираем меню Project -> New Project…

В появившемся окошке, в проводнике справа, выбираем нашу папку, в левой части (в поле под надписью File Name ) пишем название будущего проекта, например my1.pjt (не забываем указать расширение), и жмём ОК.

Появляется окно с названием Edit Project . Это менеджер проекта, в котором указываются параметры проекта (какие файлы и библиотеки нужно подключить к проекту, какой будет использоваться камень, будет ли использоваться симуляция и многое другое). Находим поле ввода с названием Development Mode . Справа от этого поля есть кнопочка Change… Нажимаем.

Открывается окошко с названием Development Mode , в котором мы видим кучу вкладок. На вкладке Tools ставим галочку рядом с MPLAB SIM Simulator (грех для отладки симулятором не пользоваться), в поле ввода Processor выбираем контроллер, с которым мы будем работать. На вкладке Clock указываем какая у нас будет частота генератора. Жмём ОК. На ошибку и предупреждение не обращаем внимания, это просто нам говорят, что пока не могут создать.hex (ну правильно, у нас пока и программы нет) и что при изменении настроек надо заново перекомпилировать проект (так мы ещё вообще ни разу не компилировали).

В поле ввода Language Tool Suite выбираем Microchip .

Нажимаем кнопку с названием Add Node… В появившемся окне, в проводнике справа выбираем папку проекта, в поле ввода слева пишем как будет называться файл с текстом программы на ассемблере, например my1.asm (не забываем указывать расширение), и жмём ОК. Всё, теперь мы подключили к проекту файл my1.asm (указали, что текст программы будет в этом файле).

На этом с Edit project заканчиваем, — нажимаем ОК.

Теперь нужно, собственно, создать файл с текстом программы (в менеджере проекта мы просто указали, что текст будет в таком-то файле, но фактически этот файл ещё не создан). Для этого идём в меню File и выбираем пункт New . Откроется окошко редактора с названием Untitled1. Выбираем меню File -> Save As… , в проводнике справа указываем папку проекта, в поле ввода File Name пишем название файла, которое мы указали в менеджере проекта, то есть в нашем примере это будет my1.asm. Если всё сделано правильно, то название окошка редактора поменяется с Untitled1 на \путь\my1.asm.

Вот и всё! Теперь осталось только набрать в окошке редактора текст программы, скомпилировать проект (меню Project->Build All ) и, если в программе нет ошибок (что с первого раза бывает очень редко), то в папке проекта появится готовая прошивка (файл с расширением hex), которую можно заливать в контроллер.

  1. Часть 1. Необходимые инструменты и программы. Основы MPLAB

Я ни раз задавал сам себе вопрос, с какого бы языка начинать изучение. Твёрдо отвечаю - Си, т.к. в ассме много рутины и условностей, что лишает творчества. Постоянно надо проверять и перепроверять себя, а не забыл ли ты то или иное действие. В ассме есть свои неоспоримые преимущества, но о них потом, т.к. это почувствовать можно только на практике. C языком определились. Реально Си учить не надо. Я вам так скажу - мой Си это условно десять пазлов и море логики, которые я комбинирую. Можно ничего не знать, важно понимать механизм, т.е. что на что влияет и к чему приводит. Это как игра в тетрис в котором нужно лишь крутить фигуры и плотнее их ставить. Если вы играли в тетрис (не уверен что вы знаете эту игру), то вы легко поймете что такое Си.

Далее о макете (макетной плате). И на эту тему мне задавали вопрос. И пришел к выводу, что человеку, который не первый день в электронике делать какую-то плату или платку с кнопками и светодиодами не интересно. Школьнику мигалка, пищалка и кнопка будут интересны. Но не взрослому человеку. Тем более всё это можно сделать в Протеусе. Протеус изучается за 30 мин . Тогда вы меня спрашиваете, а что же сделать? Сделать практическое устройство по которому у вас будет цель - цель доделать это устройство до конца. Это самый главный психологический стимул.

Из каких компонентов должно быть устройство? Несколько кнопок (хоть десяток), семисегментные индикаторы 2-5 разрядов, микроконтроллер PIC16F628A (или без А) (на этом микроконтроллере можно много фантазировать), ну и оставить 1-2-3 свободные линии, чтобы что-то внешнее подключить или управлять. У меня всё начинается с идеи и вопроса что собрать и подключить к МК, и сразу думаю, а как это будет подключаться к МК и может ли работать такое подключение. Ну и собственно процесс рисования печатной платы идет в параллели. Необходимо знать и учитывать при рисовании, что не все ножки одинаково работают. И именно это важное начальное условие расписывается в самоучителе с самого начала.

В связи с этим ваша задача сейчас по моему самоучителю разобраться с выводами (ножками), как, какие, в какую сторону, при каких условиях работают эти вывода. При всей простоте задачи вы столкнетесь с массой других несложных вещей, которые нужно изучить.

Что в итоге вы получите?
1) Понимание как, что и с чем соединять.
2) Как управляются эти соединения на элементарном уровне.
3) Начнете привыкать к интерфейсу среды разработки.
4) Начнете изучать структуру текста программы.
5) Начнете понимать механизм работы программы.




  • тактовая частота - 20 МГц
  • 4 полноценных 8-ми битных порта ввода/вывода
  • последовательный и паралельный порт
  • шина I2C
  • несколько таймеров
  • модули сравнения, компараторы
  • модуль широтно-импульсной модуляции (ШИМ)
  • 10-ти разрядный АЦП

МК этот широко распространенный и в розничной продаже встречается часто. Если Вы в г.Москве, то Вам дорога в "Чип и Дип" - там его можно приобрести примерно за 350 руб. Настоятельно рекомендую покупать его в DIP корпусе (широком), благо такой есть. Для начальных опытов и проверок это самый лучший вариант. Если Вы вдруг приобретете его в корпусе PLCC, то будет целая куча проблем с его использованием - шаг плоских выводов в 1.27 мм не самый удобный вариант.

Итак, с МК определились. В файлах к этой статье можно найти полный справочник по этому МК. Что покупать теперь понятно, но пока дайвайте все же напишем программу, что бы было понятно что с ней дальше делать и как ее "зашить" в этот МК.

Запускаем программу MPLAB (которую установили в прошлых статьях). Выбираем пункт меню Project -> Project Wizard . В открывшемся окне нажимаем Далее .

В выпавшем списке доступных МК выбираем PIC16F877. Нажимаем Далее .

Здесь надо выбрать компилятор, который будет обрабатывать код нашей программы. Обязательно надо выбрать пункт HI-TECH PICC Toolsuite в выпадающем списке Active Toolsuite . Это тот самый компилятор языка Си, который мы установили в прошлой стаье. Нажимаем Далее .

Задайте имя проекта, например, TestPIC и укажите директорию проекта. Тут есть две хитрости. Первое, MPLAB не создают сам отдельную папку для проекта и разместит все файлы прямо в той директории которую Вы указали. Второе и пожалуй, самое главное - MPLAB не понимает русских букв в названии пути. Проект то он создаст, но во время работы программы, особенно при сохранении и открытии файлов, возникнут такие "глюки" что долго будете голову ломать в чем дело. Поэтому, в пути к папке проекта не должны попадаться русские названия. Нажимаем Далее .

Здесь можно добавить к проекту какие-либо готовые файлы, но нам пока такая возможность не нужна. Жмем Далее .

Тут я думаю все понятно. Нажимаем Готово .

Заготовку проекта сделали, но он пока пустой. Нажимаем File -> New . Появится новое окно с заголовком Untitled . Далее выбираем File -> Save As... . Укажите имя файла, например, TestPIC.c и перейдите в папку проекта. Обязательно поставьте галочку Add File to Project .

Теперь помещаем ниже следующий код в открытое окно файла проекта TestPIC.c (весь проект целиком можно найти в файлах к этой статье).

#include CONFIG(0x03F72); int i=0; void main(void ) { T0IE=0; GIE=0; TRISB=0; PORTB=0; while (1==1) { PORTB++; for (i=0; i

Наверное Вам интересно, что будет результатом работы этого кода. Будет происходить следующее: к МК подключаются 8 светодиодов. При включении питания, светодиоды начнут мигать в виде "волны" (это лучше видеть, благо осталось нет так уж и много). Рассмотрим поподробнее сам код.

Вначале идет думаю всем знакомый оператор include, который подключает заголовочный файл со всеми неоходимыми макроопределениями. Далее идет еще одна директива препроцессора __CONFIG, в которую предается 16-ти ричное число, характерезующие набор специальных опций и свойств, характерезующих работу МК. Мы еще в ходе этой статьи вернемся к этому моменту. Переходим сразу к началу функции main() - точки входа в собственно сам исполняемый код программы. Далее следует операция с каким-то T0IE. Конктерно эта строчка означает, что необходимо запретить прерывания от таймера при работе МК. TOIE - это определенный с помощью #define в файле pic.h адрес специального регистра, отвечающего за эту операцию (и вообще, если видете в коде странные до этого в коде не определенные переменные записанные в верхнем регистре, то это наверняка символические имена регистров МК). Строчка GIE=0; - запрещает обработку любых прерываний глобально во всем МК. Прерывания для нашего простого примера мы использовать не будем, т.к. они нам просто не нужны.

TRISB=0; - означает, что порт ввода/вывода B МК PIC16F877 будет работать на выход, т.е. к нему можно теперь подключать нагрузку, на которой можно подвать из МК 0 или +5В (этой нагрузкой будут светодиоды). В следующей строке мы помещаем в порт B число 0 - т.е. на всех выводах этого порта, настроенного на выход, будет нулевое напряжение. Далее идет конструкция из оператора while, причем с таким параметром, что некоторые программисты, привыкшие писать на Си для ПК будут слегка удивлены - так ведь это, мол, бесконечный цикл, программа зависнет. Но нам именно этого и надо. МК не может ни чего не делать, он должен постоянно что-то выпонять. Поэтому, для МК работа программы в бесконечном цикле это жизненная необходимость. Затем идет оператор увелечения на 1 числа находящегося в порту B. Немного поясним. Если написать PORTB=0xFF; - то на всех выводах порта будет 1. Если PORTB=0x0; - на всех 0. (я думаю, это должно быть понятно). Конструкция из оператора цикла for, как видно, не делает какой-либо "умной" работы не делает и нужна только для организации временной задержки. Если этот участок кода убрать, то мы просто не будем замечать как меняется напряжение на светодиодах (будет очень быстро).

Что они означают? Давайте по порядку.

  • Oscillator - HS (означает, что в качестве тактового генератора будет использовавытся высокочастотный кварцевый резонатор)
  • WatchDog Timer - Off (спец опция, если она включена, то микроконтроллер будет переодически сбрасываться [переходить на начало main()] во избежание каких-либо зависаний в МК. Нам такая возможность не нужна.)
  • Power Up Timer - On (если On, то МК будет находится в состоянии сброса, пока напряжение питания не достигнет необходимого порогового уровня)
  • Brown Out Detect - On (сбрасывает МК, если произошло падение питающего напряжения ниже определенного уровня)
  • Low Voltage Program - Disabled (в этом случае запрещаем использовать низковольтное внутрисхемное прогрпаммирование МК, т.к. будем пользоваться обычным программаторм [см. следующие статьи])
  • Flash Program Write - Enabled (допускаем возможность записи во Flash память программ)
  • Data EE Read Protect - Off (разрешаем чтение данных и EEPROM памяти МК)
  • Code Protect - Off (отключаем защиту кода в МК. Если On то невозможно будет считать программу из МК. Нужно если Вы хотите защитить свою программу от попыток взлома. Нам пока такая возможность не нужна.)

Пора откомпилировать код. Запустите Project -> Build All . При этом начнется компиляция проекта и появится вот такое окно с чудной записью в конце BUILD SUCCEEDED.

Теперь, если Вы посмотрите в папку нашего проекта, то должны увидеть там файл TestPIC.hex - итог всех наших трудов. В нем содержится специальный код, сформированный из наших писаний на Си, для загрузки в память МК. Чтобы двигаться дальше нам нужен программатор, с помощью которого мы запишем в МК нашу программу. Пора перейти к следующей статье, где как раз и рассматривается вопрос изготовления собственного программатора.

© Иванов Дмитрий
Апрель 2007

Публикации по теме