Грузовая марка. Инспекционная компания, Сюрвейерская компания

3.1. Определение значений осадки носом и осадки кормой:

м.

3.2. Определенные выше значения осадок носом, кормой и средней осадки соответствуют расчетным значениям на перпендикулярах. В случае необходимости проверки правильности расчета после погрузки судна следует снять значения осадок на марках углублений судна – с левого и правого борта (визуально). Полученные значения осадок на марках будут отличаться от расчетных значений осадок на перпендикулярах ввиду следующих факторов:

– расположение марок углублений не совпадает с положением перпендикуляров;

– марки углублений наносятся на корпус судна, при этом повторяя пространственную кривизну формы обводов судна в оконечностях;

– наличие стрелки прогиба от общего изгиба корпуса;

– значительное изменение формы ватерлинии относительно расчетной при наличии дифферента;

– реальное значение плотности забортной воды отличается от принятого значения.

Поэтому значения осадок, снятых с марок углублений, пересчитывают к значениям на перпендикулярах (на основании данных судовой документации), после чего к водоизмещению, определенному по грузовой шкале для средней осадки, вводят поправки, учитывающие все вышеперечисленные факторы:

а) поправка на плотность воды

где ρ ф – фактическая плотность забортной воды, т/м 3 ; ρ – плотность воды по грузовой шкале, т/м 3 ; D – водоизмещение, определенное по грузовой шкале, т;

б) поправка на дифферент

,

где q 0 – число тонн на 1 см осадки, т/см; x f 0 – абсцисса центра площади ватерлинии, м; М диф – момент, дифферентующий на 1 см, тм/см;

в) поправка на обводы корпуса в оконечностях

,

где – отстояние носовой марки углублений от носового перпендикуляра, м;– отстояние кормовой марки углублений от кормового перпендикуляра, м;

г) поправка на изгиб корпуса

где – стрелка прогиба корпуса, см (для настоящего расчета в учебных целях принимаемсм).

Таким образом, окончательное значение водоизмещения получается суммированием значения, определенного по грузовой шкале, и поправок к нему. Это окончательное значение должно совпадать со значением, рассчитанным при составлении грузового плана судна.

3.3. Пересчет осадок на перпендикулярах к осадкам на марках:

где – угол дифферента судна;а – отстояние носовой марки углублений от носового перпендикуляра; b – отстояние кормовой марки углублений от кормового перпендикуляра; с – отстояние средней марки углублений от плоскости мидельшпангоута.

(м)

3.4. Результаты расчетов посадки судна после погрузки по состоянию на отход:

Осадки на перпендикулярах:

Средняя осадка (на мидельшпангоуте)

Осадка на носовом перпендикуляре

Грузовая марка - знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах морского судна в середине его длины (грузовая ватерлиния). Грузовую марку изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, которая показывает наибольшую допустимую осадку судна в морской воде (в летнее время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года и района плавания.

Английские моряки называют грузовую марку диском Плимсоля, которая на основании правил международной конвенции наносится на борта каждого спущенного на воду торгового судна, если его тоннаж превышает сто пятьдесят регистровых тонн. Впервые такую грузовую марку предложил Самуэль Плимсоль, англичанин и пивовар из города Дерби, который не имел никакого отношения к судоходству.

Применяются следующие грузовые марки:

  • летняя грузовая марка – Л (S);
  • зимняя грузовая марка – З (W);
  • зимняя грузовая марка для Северной Атлантики – ЗСА (WNA);
  • тропическая грузовая марка – T (T);
  • грузовая марка для пресной воды – П (F);
  • тропическая марка для пресной воды – ТП (TF).

Для каждого судна грузовую марку размечают по международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира. Поэтому форма грузовой марки везде одинакова. Единственное отличие - в буквах. Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обозначение Регистра судоходства Российской федерации – РС, L и R «Регистр Ллойда», А и В - «Американское бюро судоходства» и т.д.

Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов.

Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.

Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.

На каждом судне хранится свидетельство на надводный борт, и если осадка больше, чем это допускается грузовой маркой, то его капитан не имеет права выйти в море. В случае перегрузки портовые власти, ответственные за выход судна в рейс, вправе потребовать удаления лишнего груза и даже задержать судно в порту.

Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.

Применение

Согласно международной конвенции о грузовой марке судну запрещён выход в море на международный рейс, если ему не была нанесена грузовая марка и не выдано Международное свидетельство о грузовой марке или, когда необходимо, Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки.

Настоящая конвенция применяется ко всем судам кроме:

  • военных кораблей,
  • новых судов длиной менее 24 метров (79 футов),
  • существующих судов валовой вместимостью менее 150 регистровых тонн,
  • прогулочных яхт, не занимающихся коммерческими перевозками,
  • рыболовных судов.

Ничто в настоящей Конвекции не применяется к судам, совершающим плавание исключительно:

а) по Великим Озерам Северной Америки и по реке Св. Лаврентия в пределах, ограниченных на востоке прямой линией, проведенной от мыса Розье до мыса Вест-Пойнт на острове Антикости, и далее прямой линией, проведенной от острова Антикости в северном направлении по меридиану 63° западной долготы,

б) в Каспийском море,

Водоизмещение судна – количество воды, вытесненной подводной частью корпуса Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Измеряется в единицах объема (объемное Водоизмещение) или массы (массовое Водоизмещение).

Объемное Водоизмещение численно равняется объему подводной части корпуса судна ниже ватерлинии, включая выступающие части (рули, винты, кронштейны и т. п.), массовое Водоизмещение - массе всего судна и находящихся на нем грузов, включая судовые запасы, твердый и жидкий балласт.

Все коммерческие суда должны иметь на борту отметку под названием грузовая марка (также известна под названиями Load line, Plimsoll line).

Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию. При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды.

Ватерлиния – линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Различают следующие ватерлинии:

Конструктивная ватерлиния (КВЛ) - расчетная, определяемая для полной загрузки судна;

Грузовая ватерлиния - рассчитанная для заранее определенной нагрузки и условий плавания;

Действующая ватерлиния - текущая, при данной нагрузке и условиях.

Грузовая марка представляет собой круг с горизонтальной отметкой ватерлинии в центре (для плавания летом в океане при плотности воды 1,025 кг/м 3) и так называемой «гребенкой». Горизонтальные линии на «гребенке» - это сезонные марки, определяющие минимальную высоту надводного борта в различных условиях плавания. Грузовая марка наносится на обоих бортах судна, в миделевом сечении.



Обозначения над горизонтальными линиями расшифровываются так: Л (S) - летний надводный борт для морской воды; 3 (W) - зимний надводный борт для морской воды; Т (Т) - тропический надводный борт для морской воды; ЗСА (WNA) - зимний надводный борт для Северной Атлантики; П (F) - надводный борт для пресной воды; ТП (TF) - тропический надводный борт для пресной воды.

Мидель, миделевое сечение (от нидерл. middel, буквально - средний, середина) - наибольшее по площади поперечное сечение тела, движущегося в воде или воздухе.

1. Грузовая марка 2. Надводный борт 3. Летняя ватерлиния 4. Марки углублений 5. Осадка 6. Мидель, средняя часть судна

Марки углублений (марки осадки) – это вертикальные шкалы, наносимые на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня и ахтерштевня, а так же на мидель-шпангоуте. Марки углублений обозначают углубление судна - расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля. Марки углублений делаются в метрической системе и отмечаются на борту судна, арабскими цифрами высотой 10 см, расположенными на такой же высоте друг от друга, при этом указывается каждый метр осадки. Так же марки углублений отмечаются в футах c высотой цифр 0,5 фута

Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.

Крен и деферент.

Крен – положение судна, при котором плоскость его симметрии отклонена от вертикали к земной поверхности. Крен возникает при разворотах и др. манёврах. У судна постоянный (статический) крен возникает при несимметричной (относительно продольной вертикальной плоскости) загрузке, приёме балласта на один борт. Переменный (динамический) крен при воздействии переменных поперечных сил (например от волн во время бортовой качки судна).

Дифферент – угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна.

Как определяют осадки и дифферент судна. Марки углубления показывающие осадку судна. Для определения осадки и дифферента в носовой и кормовой частях на обоих бортах наносят марки углубления в дециметрах арабскими цифрами. Нижние кромки цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают.

Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет дифферент на корму и, наоборот, при осадке кормой меньше осадки носом – дифферент на нос. Дифферент имеет знак плюс (положительный), если дифферент на корму - то есть осадка носом меньше, чем осадка кормой. Дифферент имеет знак минус (отрицательный), если дифферент на нос - то есть осадка носом больше, чем осадка кормой. Дифферент равен нулю, если осадки носом и кормой равны, т.е. судно – на ровном киле.

При крене давление со стороны накрененного борта больше и судно стремится уклониться в сторону повышенного борта. Поэтому для удержания судна на курсе приходится перекладывать руль в сторону накрененного борта, что увеличивает силу сопротивления и соответственно уменьшает скорость хода.

При дифференте на нос устойчивость судна на курсе ухудшается, увеличивается рыскливость, уменьшается скорость. При большом дифференте на корму судно становится увальчивым, плохо держится на курсе и очень реагирует на ветер и волну Нормальным считается незначительный дифферент на корму, при котором обычно улучшается поворотливость и ходкость судна.

Газовозы

Газовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных газов.

Перевозимые морем газы разделяются на природный (метан) и нефтяные (бутан, пропан и др.). Природный газ - один из важнейших источников энергетического сырья. Нефтяные газы в основном используются в качестве сырья для химической промышленности.

Перевозки газа на судах целесообразны лишь в сжиженном виде, когда объем природного газа уменьшается более чем в 600 раз, а нефтяных - в 200-300 раз. Природный газ сжижается при очень низкой температуре (около минус 162°С), поэтому его перевозка должна осуществляться в условиях глубокого охлаждения. Суда для перевозки сжиженного природного газа (LNG- liquefied natural gas) называются газовозами LNG.

Нефтяные газы переводятся в сжиженное состояние путем повышения давления примерно до 18 кг/см 2 (для пропана) или его охлаждением до минус 48°С при атмосферном давлении; либо комбинацией двух способов. Суда для перевозки сжиженного нефтяного газа (LРG- Liquefied petroleum gas) называются газовозами LРG.

Для перевозки малых партий нефтяных газов обычно используют газовозы, оборудованные вкладными цистернами под давлением. В настоящее такие газовозы практически не строят, а используются суда с комбинированным способом сохранения транспортируемого нефтяного газа в сжиженном состоянии, т. е. суда с цистернами, рассчитанными на несколько увеличенное давление (по сравнению с атмосферным) с одновременным охлаждением.

Перевозка природного газа при низкой температуре предъявляет особые требования к конструктивному оформлению грузовых помещений и к применяемым для их изготовления материалам. В настоящее время широкое практическое применение нашли две систем грузовых танков для прервозки природного газа.

1. Система вкладных сферических танков, изготовляемых из алюминиевых сплавов с наружной изоляцией из пенополиуретана.

2. Система со встроенными мембранными танками, в которой внутренняя обшивка танка представляет со­бой тонкую (0,5-1,2 мм) мембрану, наложенную на слой изоляции, закрепляемой на бортах, втором дне и палубе судна. В качестве изоляции используется пенополиуретан, стекловата. Применение мембранных систем позволяет снизить расход металла, и увеличить полезное использование объема судна. Однако мембранные танки чрезвычайно сложны в изготовлении.

Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).

Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.

В качестве энергетических установок на газовозах LNG используют главным образом паротурбинные установки, работающие как на нефтяном топливе, так и на смеси его с испаряющимся газом.

Химовозы

Химовоз – это наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды.

Суда-химовозы перевозят свыше 500 различных жидких продуктов нефтехимии, растительные, рыбные и животные жиры, производные углеводов, а также органические и неорганические кислоты. Большинство грузов перевозится в танках из малоуглеродистой стали с различными покрытиями: силикат цинка, эпоксидные и фенольные смолы, полиуретан и другие виды резины. Для перевозки продуктов, вызывающих коррозию малоуглеродистой стали или требующих сохранения особой чистоты продукта, используют дорогостоящие танки из нержавеющей стали.

В соответствии с потенциальной опасностью суда для перевозки химических грузов, подразделяются на три типа.

Суда типа 1 предназначены для перевозки продуктов, представляющих очень большую опасность для окружающей среды и человека (например, хлоросульфоновая кислота НSO3Cl) и требующих максимальных мер для предотвращения утечки груза.

Суда типа 2 перевозят грузы, занимающие промежуточное положение между агрессивными жидкостями и веществами, близкими к обычным нефтепродуктам (азотная кислота).

Суда типа 3 предназначаются для перевозки грузов, по своим свойствам лишь незначительно отличающихся от обычных нефтепродуктов (уксусная кислота)

Правила ИМО (Международная морская организация или ИМО International Maritime Organization) допускают применение грузовых емкостей двух типов:

1. Вкладных, оболочка которых не входит в состав корпусных конструкций.

2. Встроенных, являющихся частью корпуса судна.

Для коррозионно-агрессивных, токсичных и реагирующих с водой грузов рекомендуются вкладные емкости, а применение встроенных танков допускается при условии, что они отделены от наружной обшивки коффердамами или пустыми танками. На большинстве судов применяется второе решение. На химовозах типа I обычно применяются вкладные танки, типа II - встроенные плакированные, а типа III - обычные.

Контроль за посадкой судна во время эксплуатации осуществляется по маркам углублений . В отличие от осадки, которую отсчитывают от теоретической основной плоскости ОП (т. е. от внутренней поверхности наружной обшивки), углубление отсчитывается от нижней кромки горизонтального киля (т. е. учитывает его толщину ).

Марки углубления наносят на обоих бортах арабскими цифрами в районе мидель – шпангоута, на форштевне и ахтерштевне в районе носового и кормового перпендикуляров и они обозначают углубление в дециметрах.

Схема расположения марок углубления на корпусе судна показана на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Определение осадок по маркам углубления

    1. Расчет осадки судна по маркам углубления

Осадкой судна T(d) является расстояние, измеренное от ОП, т.е. верхней кромки горизонтального киля до ватерлинии на мидель – шпангоуте судна Т м , а также на носовом Т н и кормовом Т к перпендикулярах.

Углублением судна Т у является расстояние, измеренное от нижней кромки горизонтального киля до ватерлинии, измеренное по маркам углубления, нанесенных на бортах судна в районе миделя и носового и кормового перпендикуляров.

Очевидно, что осадка судна Т отличается от углубления судна Т у на величину поправки и рассчитывается по формулам:

Т н = Т ну δ г.к. + l н tgψ ;

Т к = Т ку δ г.к. + l к tgψ ; (3.3)

Т м = Т му δ г.к. + l м tgψ ,

где δ г.к. – толщина горизонтального киля, м;

l н , l к , l м – расстояния от марок углубления до миделя и носового и кормового перпендикуляров, м;

ψ – угол дифферента, град., определяемый по формуле:

(3.4)

Значения l н , l к , l м – положительны, если расположены в нос от перпендикуляров и миделя и отрицательны – если в корму. Эти величины в судовой документации приводятся в табличной форме (табл. 3.1). Схема определения осадок по маркам углубления приведена на рис. 3.4.

Таблица 3.1. Отстояние марок углублений от перпендикуляров и миделя

l н , м

l к , м

l м , м

Марки углубления навариваются в виде полос и арабских чисел в дециметрах, а

затем наносятся черной или белой краской в зависимости от цвета борта. Высота цифр и расстояние между ними равны 10 см.

    1. Расчет водоизмещения судна

Расчет водоизмещения и его геометрических характеристик подводной части корпуса производится по теоретическому чертежу судна при его проектировании, а для практических расчетов в период эксплуатации судна – по судовой технической документации, состоящей из гидростатических кривых, масштаба Бонжана, строевых, грузовой шкалы, таблиц и др .

Эти документы позволяют находить численные значения величин при любой

Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной кон-венции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Надводный борт — расстояние, измеренное по вертикали у борта на сере-дине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответ-ствующей грузовой марки.

Палуба надводного борта — это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства за-крытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого за-крытия.

Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каж-дом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания (рис. 1). Грузовая марка, соответ-ствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.

Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международ-ное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.

Применяются следующие грузовые марки:

  • летняя грузовая марка — Л (S);
  • зимняя грузовая марка — З (W);
  • зимняя грузовая марка для Северной Атлантики — ЗСА (WNA);
  • тропическая грузовая марка — T (T);
  • грузовая марка для пресной воды — П (F);
  • тропическая марка для пресной воды — ТП (TF).

Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над го-ризонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обо-значение Регистра судоходства Российской федерации — РС.

Рис.1 Грузовая марка

Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов. Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте (рис. 2).

Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстоя-ние между основаниями цифр 20 см) и определяют расстояние от действующей ва-терлинии до нижней кромки горизонтального киля.

До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифра-ми, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см ).

Грузовая шкала (рис. 3) представляет собой таблицу для определения водоизмещения (дедвейта) по вычисленной или снятой средней осадке судна. Обычно она рассчитывается для двух плотностей воды: морской — 1,025 т/м 3 , прес-ной — 1,000 т/м 3 .

Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие вели-чины (например, водоизмещение).

Рис. 2 Марки углубления Рис.3 Грузовая шкала

Правила технической эксплуатации грузового устройства

Старший помощник, старший механик, боцман, 4-й механик и электромеханик ответственны за техническое состояние и обслуживание грузового устройства.

  1. Каждое судно должно иметь Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств и соответствующие свидетельства, сертификаты, инструкции.
  2. После ремонта или замены какой-либо из несъёмных ответственных конструкций грузоподъёмного устройства, деталей грузоподъём-ного механизма, топенантной лебёдки работа грузоподъёмным устройством запрещается до проведения его испытаний в присутствии инспектора Регистра.
  3. Блоки, скобы, гаки, вертлюги, цепные противо-весы, тройники должны иметь клейма и сертификаты.
  4. Пользоваться даже слегка разогнутым грузовым гаком запрещается. Скобы грузовых гаков должны надёжно стопориться. Блоки надлежит осматривать, разбирать, очищать от грязи, ржавчины и смазывать густой смазкой. Шкивы всех блоков, вертлюги грузовых гаков должны быть хорошо смазаны, расхожены и свободно вращаться.
  5. Каждое судно с вертикальным способом грузообработки, имеющее грузовое устройство, должно быть снабжено и всегда иметь в необходимом количестве (в соответствии с табелем снабжения) исправные стропы и другой грузовой инвентарь, удовлетворяющий требованиям Правил техники безопасности.
  6. Грузовые скобы, применяемые взамен грузовых гаков, должны быть со штырём, удерживаемым на месте чекой или шпилькой.
  7. Деревянные блоки с трещинами на щеках (чтобы щеки были доступны для осмотра, их следует циклевать), оковке или шкиве, а также с разогнутым гаком, растянувшейся скобой, со стёршимся нагелем или повреждённой втулкой следует немедленно заменять.
  8. Все съёмные детали и тросы грузоподъёмных устройств, не относящиеся к грузозахватным приспособлениям, должны проверяться не реже одного раза в 3 месяца. При обнаружении в тросе лопнувших проволок он должен осматриваться ежемесячно. Результаты проверки и принятые меры для устранения недостатков следует занести в судовой журнал.
  9. Все тросы бегучего такелажа грузового устройства не должны иметь сплесней, заломов и надрыва стрендей.
  10. Изменение горизонтального положения грузовой стрелы при максимальном вылете с помощью оттяжек допускается, когда судно имеет крен не более 5° и дифферент не более 2°.
  11. Все грузозахватные приспособления перед каждым использованием должны подвергаться проверке. Дефекты и меры их устранения заносятся в судовой журнал. Грузоподъёмное устройство вводится в эксплуатацию только после устранения обнаруженных дефектов.
  12. Работу спаренными стрелами («на телефон») и тяжеловесными стрелами надлежит производить в соответствии и Инструкцией, составленной для каждого судна и согласованной с Регистром. Одновременная работа тяжёлой и лёгкой стрелой одной мачты не допускается, если это не предусмотрено упомянутой Инструкцией.
  13. Каждая съёмная деталь (блок, вертлюг и т. д.), отремонтированная или установленная взамен дефектной, должна иметь клеймо Регистра о произведённом испытании пробной нагрузкой в цехе, без чего использование её в грузовом устройстве запрещается.
  14. Грузовое устройство судна должно быть освидетельствовано инспектором Регистра и испытано в его присутствии. Акты испытаний должны быть вшиты в Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств.
  15. Если для какого-либо варианта загрузки требуется жидкий балласт, никакие манипуляции с ним во время погрузки и выгрузки не допускаются. Однако, если в информации об остойчивости, непотопляемости и прочности имеются иные указания о порядке балластировки судна жидким балластом, необходимо руководствоваться этими указаниями.
  16. Во время погрузки, перехода и выгрузки топливо и воду следует расходовать равномерно с обоих бортов.
  17. При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные требования:
    1. палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м к трапам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям;
    2. все проходы должны быть сквозными (без тупиков).
  18. Если на палубе перевозится лесной груз, указанные требования должны вы-полняться в максимально возможной степени.
  19. Крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с расчётом, чтобы в критическом положении судна можно было быстро отдать найтовы или в крайнем случае перерубить их.
  20. На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:
    1. ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;
    2. гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на бара-банах лебёдок;
    3. нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бухту и подвешиваются у мачты;
    4. грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.

Техника безопасности при работе с грузовым устройством

Грузовые операции относятся к кате-гории работ повышенной опасности. Прави-ла техники безопасности на судах морского флота определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные приемы работы с люковыми закры-тиями при подготовке и эксплуатации грузо-вого устройства, выполнении грузовых опе-раций.


Грузовой отсек

Места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись «Проход закрыт». Запрещается ходить по люковым секциям во время их открытия, закрытия, а также при частичном открытии.

Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно за-стопорены. Запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут вы-полняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем, чтобы никто не снял стопоров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люко-вых закрытий с гидравлическим приводом.

На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешенными за-прещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах проведения пере-грузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.

Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Пере-носить осветительные люстры, подвешенные на штертах, можно только при снятом напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма.

Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят ин-структаж по технике безопасности. К работе на грузоподъемных механизмах в ка-честве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допускаются квалифицированные матросы и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие специальные свидетельства.

К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально под-готовленные члены экипажа не моложе 18 лет, фамилии которых объявлены прика-зом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только квалифицированные матросы.

Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятый сигнал следует воспринимать как сигнал остановки. Сигнал о подъеме груза может быть подан толь-ко после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сиг-нальщик убедится, что перемещение не подвер-гает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.

Сигнальщик

Запрещается проходить под поднятым грузом, находиться на линии переме-щения груза, под стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подни-маться из него при подъеме и опускании груза.

При работе на лебедках и кранах запрещается:

  • допускать неравномерное натяжение всех ветвей при подъеме груза с ис-пользованием многоветвевых стропов;
  • поправлять стропы, когда груз находится на весу;
  • расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;
  • раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрел или крана;
  • поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными пред-метами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или зало-женный другими грузами;
  • оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

Кроме того, при работе на лебедках и кра-нах запрещено:

  • подавать груз в трюм без предупредительно-го сигнала, если в трюме находятся люди;
  • подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и лю-ди отойдут в безопасное место;
  • проносить груз на высоте менее 0,5 м от кон-струкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;
  • оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном со-стоянии;
  • оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;
  • поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы.

Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического сра-батывания систем электрической защиты.

При перегрузочных работах с опасными и легковоспламеняющимися груза-ми, кроме перечисленного выше, следует руководствоваться также установленны-ми для них правилами перевозки.

Предлагается к прочтению:

Публикации по теме