ЗЧС-В: Аварии на воздушном транспорте, основные причины и последствия. Основные и аварийные выходы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Учебные вопросы.

1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиаци-онном транспорте. 2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным и авиа-ционным транспортом.

Цель. В конце урока учащиеся должны:

а) знать: o об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте; o правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным и авиационным транспортом; б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.

Основное содержание урока.

На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом пере-движения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опас-ность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Попросите школьников перечислить опасности, которым могут подвергнуться лю-ди в этих местах. Сформулируйте вместе с ними причины опасностей.

Объясните учащимся как удобно и безопасно расположить в вагоне багаж.

Предложите школьникам сориентироваться в следующей ситуации:

Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Как вы поступите?

Обсудив этот вопрос вместе с учащимися разработайте основные правила безопасного по-ведения при пользовании железнодорожным транспортом.

Обратите внимание школьников на то, как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

O попытайтесь выбраться через окно в своем купе; o не думайте о багаже - жизнь дороже; o не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть ря-дом со взрослыми; o не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по воз-можности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

Что делать в случае пожара в поезде? Ответ на этот вопрос найдите с помощью схемы 12.

Задайте школьникам вопрос: приходилось ли им летать на самолетах? Попросите рассказать о своих впечатлениях.

Известно, что современные самолеты надежны и гарантируют безопасный полет. Однако, совсем безопасных механизмов и машин пока нет, и чем они сложнее, тем больше вероятность поломки или аварии.

Приведите примеры авиакатастроф.

Затем расскажите, как должны вести себя пассажиры в салоне самолета?

Предложите учащимся обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.

При пожаре в поезде нельзя

O спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью; o выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов; o сеять панику.

Ситуация 1. При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело со-гнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые пред-меты, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только че-рез аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исклю-чается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.

Ситуация 2. При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько се-кунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

Ситуация 3. При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему ава-рийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисципли-нированны.

Ситуация 4. При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его - лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде? Расскажите о правилах безопасности на авиатранспорте. Какие аварии случаются во время полета на самолете? Как нужно действовать во время аварийных ситуаций на самолете? Как правильно принять безопасное положение при аварийной посадке самолета?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 4. Темы 4.3 и 4.5. Задачи 23 и 24.

Поурочное планирование курса ОБЖ в 5 классе

Урок 14. Железнодорожный и авиационный транспорт

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

При авариях самолетов и вертолетов существует несколько основных типов аварийных ситуаций и поэтому каждый пассажир в целях личной безопасности обязан очень внимательно ознакомиться с памяткой о правилах поведения на борту воздушного судна и спасения в случае аварии при взлете или посадке.

Кроме того, он должен прослушать инструкции стюардессы о пользовании кислородными масками и местонахождении запасных выходов из воздушного судна данной конструкции.

Большинство авиапассажиров во время аварии, вместо того чтобы воспользоваться запасными аварийными выходами, впадают в панику и устраивают давку у основных входов-выходов. Если необходимо покинуть самолет по надувному трапу или с крыла самолета, то для увеличения скорости выхода нужно прыгать на трап или на землю, а не пытаться сесть и соскользнуть вниз.

Прыжок сэкономит вам до полминуты времени, что весьма важно при возгорании воздушного судна или угрозы взрыва. Травмы и степень их тяжести при неудачных взлете или посадке зависят от силы удара. Особенно сильные травмы пассажиры получают при непристегнутых ремнях безопасности. В этом случае даже "условно мягкая посадка" повлечет за собой переломы, ушибы, вывихи и ранения, так как человека выбросит из кресла в салон.

Аварийные ситуации в салоне

Декомпрессия

Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает.

Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья.

Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба!
Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным.

Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке.

В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки.

При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасным выходам, соблюдая установленную очередность (дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные). При пожаре внутри салона воздушного судна, направляясь к основному или запасным выходам, необходимо соблюдать следующие правила:

ни в коем случае не открывайте запасные люки выхода из воздушного судна там, где есть огонь и дым - это только усилит пожар и задымленность салона самолета;
не берите с собой ручную кладь - это усложнит ваше положение и приведет к потере драгоценного времени; постарайтесь не дышать ядовитым дымом (часто желтого цвета из-за горящего пластика), закрывайте рот и нос носовым платком или частью одежды.
В задымленном салоне самолета лучше пробираться к выходу ползком или на четвереньках, так как внизу дыма меньше. Помните: дым опаснее, чем огонь! защищайте свою кожу от ожогов, закутавшись в одежду и надев шапку, берегите от ожогов глаза, лицо и руки; не стойте у выхода в длинной очереди - есть другие аварийные выходы;
если проход завален, то перебирайтесь через кресла, опуская их спинки;

Самое главное - соблюдать все предписанные правилами полета инструкции и самим не становиться причиной пожара.

Авария при взлете

Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых.

Вынужденная посадка

При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.

согнуться и плотно сцепить руки под коленями;
голову положить на колени или наклонить как можно ниже;
ноги упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под впереди стоящее кресло!);
в момент удара надо приготовиться к сильным перегрузкам, которые могут иметь разное направление (и вниз, и вверх), поэтому необходимо максимально напрячься, как говорят спортсмены, - сгруппироваться.

Экипаж воздушного судна обязан:

немедленно эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа в безопасное место;
взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства;
оказать первую необходимую медицинскую помощь пассажирам и членам экипажа;
подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о катастрофе; определить свое местонахождение;
подготовить к использованию сигнальные визуальные средства (сигнальное зеркало, костры, сигнальные знаки);
подготовить площадку для посадки спасательного вертолета.

Всеми перечисленными выше работами должен руководить командир воздушного судна или, при его ранении, гибели, один из членов экипажа. После оценки обстановки командир воздушного судна или человек, его замещающий, принимает соответствующие решения. Он распределяет обязанности между членами экипажа и наиболее активными, не поддавшимися панике и упадническим настроениям, пассажирами.

Их задача - организация временного лагеря, укрытия от неблагоприятных погодных условий, разведения костра и приготовления пищи. Наиболее целесообразно оставаться всем на месте катастрофы или вынужденной посадки, что естественно, облегчает поиск и позволяет сохранить силы и здоровье людей до прибытия спасательной группы. Такое решение обосновано при следующих обстоятельствах:

когда сигнал бедствия передан экипажем в воздухе или сразу же после приземления;
если место приземления точно не определено; если местность незнакомая и труднопроходимая (горы, тайга, глубокий снег и т. п.);
когда направление на ближайший населенный пункт неизвестно;
если большая часть экипажа или пассажиры ранены и самостоятельно передвигаться не могут.

При принятии решения остаться на месте вынужденной посадки командир воздушного судна или член экипажа, его замещающий, в первую очередь:

устанавливает круглосуточное дежурство за воздухом и окружающей местностью с целью обнаружения спасательных групп и своевременной подачи им сигнала;
организует уход за больными и ранеными;
берет на учет все имеющееся имущество и продукты питания и устанавливает нормы их расходования;
организует строительство укрытий от неблагоприятных погодных условий;
организует поиск воды и добычу пищи, используя местные возможности (сбор ягод, грибов, съедобных растений, рыбалку и охоту);
проводит профилактику возможных заболеваний, связанных с отравлениями и различными заболеваниями.

Решение об уходе с места вынужденного приземления принимается:

если точно известно место аварийной посадки и расстояние до ближайшего населенного пункта невелико;
если состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
в случае непосредственной угрозы жизни (наводнение, пожар, извержение вулкана, разлом ледяного поля и т. п.);
если воздушное судно и люди не могут быть обнаружены с воздуха спасательным вертолетом или самолетом из-за густой растительности;
если в течение трех суток нет связи и помощи.

При принятии решения об уходе с места вынужденной посадки командир или член экипажа, его замещающий, должен:

распределить обязанности;
распределить между участниками движения воду и продукты и установить суточные нормы их расхода;
определить и по возможности, подробно разработать маршрут движения, нанести его на карту и определить ориентировочное время передвижения по этапам;
подготовить необходимое снаряжение, имущество и медикаменты, которые обеспечат автономное передвижение по безлюдной местности;
подготовить средства сигнализации и связи для возможности использования их в любой момент во время передвижения; подготовить пострадавших к транспортировке или самостоятельному передвижению;
на месте аварии или вынужденной посадки воздушного судна оставить записку с подробным перечнем всех членов экипажа и пассажиров, указать обстоятельства аварии (вынужденной посадки), состояние здоровья всех членов экипажа и пассажиров, направление движения, время ухода, выложить стрелу из камней или срубленных деревьев, сделать зарубки на деревьях и т. п. в направлении ухода группы.

Вынужденная посадка на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается достаточно редко, но часто заканчивается серьезными травмами, гибелью пассажиров и экипажа. Следует помнить, что самолет может приводниться достаточно неожиданно и порой так плавно и незаметно для пассажиров, что они это примут за обычную посадку в аэропорту. Но может случиться, что во время приводнения при ударе о воду самолет развалится на части и быстро затонет. При этом:

спасательных жилетов и надувных плотов в самолете нет;
средства спасения находятся в одном месте и вы за то время, что самолет на плаву, до них не сможете добраться;
возникла паника и до спасательных жилетов невозможно добраться; вода за бортом ледяная;
на море шторм, и волны достигают нескольких метров высотой;
аварийная посадка произошла далеко от берега в открытом море;
топливо, разлившееся из баков самолета на воду, загорелось.

Кроме этого, следует помнить, что хотя самолеты и имеют некоторую плавучесть, но все зависит от того, какого типа самолет. Если двигатели расположены на крыльях - самолет будет находиться в горизонтальном положении, если же двигатели расположены в хвосте самолета, то он будет плавать хвостовой частью вниз. Прежде чем затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Но если у него поврежден фюзеляж, то это время окажется намного меньше.

Действия экипажа

Спустить на воду все имеющиеся спасательные плоты (надуваются при сбрасывании автоматически, зимой это происходит за 3 минуты, летом за 1 минуту).
Если плоты не надулись автоматически, то сильным рывком дергают фал, который ведет к баллону системы газонаполнения.
Если время позволяет - захватить на плот теплые вещи, а также дополнительный запас продуктов и воды вне зависимости от наличия на борту спасательного плота аварийного запаса.
Убедиться, что на борту самолета никого не осталось.
Командование пассажирами на спасательных плотах принимает на себя командир воздушного судна, а в случае его гибели - старший по званию.
По окончании посадки в спасательные плоты немедленно отойти от места погружения самолета (вертолета) на безопасное расстояние, используя для этого весла и другие подручные предметы. Затем расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа по ветру и не даст плоту далеко уйти от места аварии, что способствует более быстрому его поиску спасателями. Кроме того, на месте аварии долгое время сохраняется маслянистое пятно, которое также облегчает поиск.
Если плотов несколько, их необходимо связать вместе веревкой на расстоянии 10-15 м друг от друга.
Организовать поиск людей, которые еще могут остаться в воде и принять меры к их подъему на плот.
Организовать сбор всех предметов, оказавшихся в воде, так как они могут пригодиться в дальнейшем.
При наличии радиостанции немедленно передайте сигнал бедствия и включите ее в режим маяка (инструкции по применению аварийной радиостанции нанесены на ее корпусе, и специальных навыков по ее использованию не требуется).

"Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.



При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

Если ребенок летит без предоставления ему отдельного места: держите ребенка на руках, плотно пристегнутого детским ремнем безопасности к плотно пристегнутому своему ремню безопасности. Своими руками создайте вокруг головы ребенка зону безопасности – защитное поле. Если ребенок сидит на отдельном кресле: покажите ему, как сгруппироваться - наклонить голову к коленям, а руками закрыть голову. Не берите ребенка на руки во время аварийной посадки – оставьте его в штатном кресле (если ребенок старше 5 лет), или в специальном детском кресле, предназначенном для перевозки детей в самолете, о котором я (если ребенку от 0 до 5 лет). В аварийной ситуации взрослый не сможет корректно удержать не только ребенка, но и свое тело (именно поэтому важно плотно затягивать ремень!). При ударе туловище взрослого пристегнутого человека начинает складываться вокруг ремня, как бы группируясь, в результате чего он головой упирается в спинку впереди стоящего кресла - именно поэтому спинки самолетных кресел делают складывающимися вперед при нажатии на них сзади. И в том числе поэтому, а не только для освобождения путей эвакуации при взлете и посадке, их просят привести в вертикальное положение и сложить откидные столики.

Во время аварийной посадки при пожаре, накиньте на себя и ребенка верхнюю одежду, наденьте головные уборы – следуя указаниям бортпроводников, пригнувшись, идите или ползите к выходу, закрыв собой ребенка.

При аварийной посадке на воду необходимо воспользоваться спасательным жилетом, который находится в большинстве случаев под сиденьем. Его необходимо надеть через голову и застегнуть так, как показывают на предполетном инструктаже. НЕЛЬЗЯ АКТИВИРОВАТЬ (НАДУВАТЬ) ЖИЛЕТ ДО ВЫХОДА ИЗ САМОЛЕТА!!! Это может затруднить эвакуацию! Эвакуация производится на плоскость крыла или на надувные трапы.

При спуске по надувному трапу следует избавиться от обуви на каблуках. Подойдя к аварийному выходу с младенцем на руках, следует, удерживая его примерно на уровне груди, сесть на трап и съехать по трапу вниз как с горки, прикрывая собой ребенка. Внизу нужно как можно быстрее освободить трап и отойти на безопасное расстояние. Взрослые дети эвакуируются по надувному трапу самостоятельно.

Находясь в воде, необходимо контролировать положение головы ребенка в надводном состоянии. Принять эмбриональную позу и прижать к себе ребенка для снижения теплопотери.

Эвакуация из самолета производится в зависимости от дислокации источника опасности и расположения аварийных выходов, пригодных для эвакуации в конкретной чрезвычайной ситуации. Правило «пассажиров с детьми - вперед» не действует. Нельзя открывать аварийный выход, если через иллюминатор в нем виден огонь или выход находится ниже уровня воды! В любом случае, сначала эвакуируются пассажиры, находящиеся ближе к выходу, а потом дальние. Попытка «обогнать» друг друга, попытка пассажиров с детьми быть «вне очереди» приведет к давке и возникновению паники. При движении внутри самолета держите ребенка перед собой, создавая руками и своим телом «периметр безопасности» вокруг него, защищая его тем самым от возможной давки (но это не должно мешать нормальной эвакуации других пассажиров).

Паника является, по сути, одним из поражающих факторов, так как затрудняет эвакуацию и работы по спасению. При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо сохранить самообладание, сконцентрироваться на правильном и точном выполнении инструкций бортэкипажа. При возникновении панических настроений у людей рядом нужно постараться спокойным тоном их успокоить. Важно не допустить возникновения паники. Важно всеми силами погасить ее в самом начале, так как развивается паника лавинообразно.

Члены КЭ на взлет/посадку находятся на своих служебных местах: служебное место, станция 1 – аварийные выходы в передней части самолета Б/пр №1/1L + Б/пр №2/1R; Аварийные выходы на крыло (2L/2R, 3L/3R); служебное место, станция 2 – аварийные выходы в хвостовой части самолета Б/П №3/4L + Б/П №4/4R.

В зависимости от аварийной ситуации эвакуация может быть:

Неподготовленной (незапланированная эвакуация) - без проведения предполетного инструктажа пассажиров, на земле: при подготовке ВС к вылету, при размещении пассажиров, при запуске двигателей.

Частично подготовленной (незапланированная эвакуация):

После инструктажа пассажиров-помощников у аварийных выходов на крылья;

После проведения предполетного инструктажа пассажиров о расположении аварийных выходов и о размещении и правилах пользования аварийно-спасательным оборудованием:

После закрытия входных дверей; после запуска двигателей; на рулении, на взлете и заходе на посадку.

Подготовленной (запланированная эвакуация) – при наличии достаточного времени для проведения подготовки пассажиров и салонов к аварийной посадке и эвакуации: в полете.

В некоторых случаях пассажиры должны из предосторожности покинуть самолет (например: реальная угроза срабатывания взрывного устройства, раздражающий запах, дым в пассажирской кабине и т.п.)

В таких случаях проводится контролируемое покидание самолета, причем используется минимальное количество надувных трапов. КВС информирует пассажиров о сложившейся ситуации и принимает решение об использовании определенных выходов. Пассажиров нужно дополнительно информировать, можно ли брать ручную кладь с собой и нужно ли снимать обувь.

При возникновении пожара на земле: в процессе размещения пассажиров; на стоянке - члены кабинного экипажа обязаны немедленно начать эвакуацию пассажиров через ближайшие к ним аварийные выходы или входные трапы.

Команду к началу эвакуации должен подавать КВС. Вся команда к эвакуации, включая возможные ограничения, должна быть, повторена, по крайней мере, один раз. Если команда не прозвучала, а необходимость эвакуации СБКЭ имеет право подать команду о начале эвакуации. Если при всех перечисленных обстоятельствах не прозвучала даже команда, каждый бортпроводник имеет право подать команду к эвакуации. Начало действий – полная остановка самолета.

Необходимо учитывать, что при проведении эвакуации будет работать только аварийное освещение. В таких случаях существует реальная угроза паники. Необходимо уметь предотвратить панику и вселить в пассажиров уверенность.

Фонари после эвакуации могут служить для подачи аварийных сигналов путем:


Кругового вращения

Повторяющиеся посылки чередующихся вспышек в виде сигнала SOS=3 коротких вспышки, 3 – длинных, 3 коротких(…- - - …)

Акустический свисток – радиус слышимости свистка значительно превышает радиус слышимости человеческого голоса.

Мегафон - для оповещения пассажиров внутри и за пределами самолета, а также для подачи команд в случае отказа громкоговорящего устройства.

Аварийный радиобуй – предназначен для использования в международной спутниковой системе поиска и спасения аварийных автоматических объектов КОСПАС-САРСАТ «Cospas-Sarsat»

Аптечка «FIRST AID KIT», Аптечка «Emergency Medical Kit» - для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

«30-ти секундный настрой» - стандартная процедура, включающая в себя мысленное повторение действий бортпроводника при эвакуации пассажиров, которая неукоснительно должна выполняться членами кабинного экипажа. Проводится бортпроводниками перед каждым взлетом и посадкой с целью подготовки к возможной аварийной ситуации.

Для проведения «30-ти секундного настроя» необходимо ответить на следующие вопросы:

Тип самолета?

За какой выход я отвечаю?

Взлет/посадка над сушей/водой?

Моя безопасная поза?

Команды, используемые при эвакуации?

Перед открытием двери

После открытия двери (выход безопасен)

Для блокирования выхода.

Состав пассажиров? (пассажиры-помощники)

Что необходимо сделать перед открытием двери?

Как открывается моя дверь?

Положение дверей («автомат»/«ручное»);

Открытие двери;

Ручка ручного наполнения трапа.

Куда и как я направлю пассажиров при заблокированном выходе?

Какое дополнительное аварийное оборудование необходимо для проведения эвакуации? (фонарь, мегафон).

Каковы мои обязанности после эвакуации?

Дополнительные вопросы (по ситуации)

Когда я открою свой выход? Какие пути эвакуации являются основными в случае посадки на воду?

Каково состояние моря (например, холодная вода, опасность гипотермии).

Ручка отсоединения трапа (вода)

Спасательный трос

Где он находится?

Когда я должен закрепить его?

Кто его крепит?

Подготовленная (Запланированная) аварийная посадка (суша/вода)– ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ при подготовке пассажиров и салонов.

Обязанности бортпроводников и меры, которые должны быть приняты при подготовке к аварийной посадке на сушу или воду, изложены в "ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" . Она состоит из следующих пунктов:

После команды КВС - «БРИГАДИР В КАБИНУ! PURSER TO THE COCKPIT»

СБКЭ немедленно пройти в кабину экипажа и получить точную информацию у КВС:

N - Nature (природа аварии) характер аварии, типе посадки

I - Intentions (намерения)

Т - Time (время до посадки) временя, для проведения подготовки к посадке

S - Special instructions (специальные инструкции) о риске при посадке и необходимости пересадки пассажиров

Бортпроводники:

Прекращают обслуживание, закрепляют оборудование и собираются в передней буфет - кухне.

Получив информацию от КВС, старший бортпроводник экипажа соби­рает бортпроводников на брифинг и сообщает им информацию, полученную от КВС. После этого бортпроводники приступают к проведению подготовки к аварийной посадке и эвакуации.

Старший бортпроводник КЭ:

Обращается к пассажирам по системе оповещения:

«Уважаемые пассажиры, прошу внимания! С Вами говорит старший бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее: (зачитывает стандартный текст «Аварийная посадка» (суша/вода)(приложение1);

Отбирает физически крепких, одиноких, не паникующих пассажиров-помощников в помощь членам кабинного экипажа (суша- 18 человек; вода-16 человек)

Пассажиры-помощники.

При выборе пассажиров-помощников предпочтение следует отдавать работникам авиакомпаний, пожарным, спасателям, физически сильным мужчинам, вменив им в обязанности:

Оказание помощи детям, больным и раненным;

Оказание помощи при приведении аварийно-спасательного оборудования в рабочее

положение и при эвакуации пассажиров из самолета;

Охрану опасных для выхода из самолета мест.

Ознакомьте пассажиров с расположением аварийных дверей, порядком их открытия и правилами эвакуации из самолета.

Пассажир-помощник должен повторить все перечисленные действия.

Инструктаж (приложение 2; приложение3), предварительная подготовка пассажиров и проверка принятых ими мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту вынужденной посадки самолета.

Пассажиров-помощников следует пересадить к аварийным выходам, а также к пассажирам-инвалидам требующим помощи.

Лучше столкнуться с трудностями при пересадке пассажиров в процессе аварийной подготовки, чем впоследствии с бездеятельностью пассажиров и потерей времени при эвакуации.

Освещение пассажирских салонов - 100%.

(Полное освещение, даст возможность тщательно провести подготовку и осуществлять наблюдение за поведением пассажиров. Бортпроводники в салонах, следят, чтобы пассажиры внимательно слушали, пресекая все вопросы и передвижения по салонам)

В случае ограниченного времени, когда нет возможности собрать борт­проводников для объяснения ситуации, информация одновременно является брифингом для бортпроводников и сигналом к началу подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке.

Подготовка рабочих зон:

Старший бортпроводник КЭ №1/1L - освобождает пути эвакуации в передней части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, размещает в туалетных комнатах).

Бортпроводник №2 /1R - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в передней буфет - кухне; закрывает на замок туалетную комнату в передней части самолета: подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 1-го по 12-й ряд);

Бортпроводник №3/4L - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в хвостовой буфет - кухне. Подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 14-го по 28-й ряды). Закрывает на замок туалетные комнаты в хвостовой части самолета.

Бортпроводник №4/4R - освобождает пути эвакуации в хвостовой части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, в туалетных комнатах)

Подготовка пассажиров.

1. Старший бортпроводник/бригадир №1/1L последовательно называет необходимые подготовительные меры согласно текстам аварийных информаций в соответствии с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" .

2. Бортпроводники демонстрируют и проверяют выполнение пассажирами указаний, данные старшим бортпроводником, передают сигнал о готовности к выполнению следующего пункта инструкции.

Инструкция включает в себя следу­ющие требования:

- спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение, иначе пассажир, сидящий сзади, не будет иметь достаточного пространства для подготовки и больше рискует получить травму при посадке самолета;

- воротники должны быть расстегнуты, галстуки сняты;

- пассажиры должны быть одеты в соответствии с климатичес­кими условиями. На случай вынужденной посадки на воду рекомендуется надеть как можно больше одежды;

- колющие и режущие предметы необходимо снять и убрать в ручную кладь. Запрещается размещать эти предметы в кармане впередистоящего кресла;

-ручная кладь должна быть убрана на багажные полки или в дополнительные помещения (туалетные комнаты). Вся ручная кладь остается на борту самолета во время эва­куации;

- обувь снять и положить в ручную кладь или под кресло (по обстоятельствам);

Пассажиры должны сесть как можно плотнее в кресло, застегнуть ремни строго на уровне бедер и туго затянуть их. Раздать пассажирам пледы, подушки, верхнюю одежду.

Особое внимание пассажиров необходимо обратить на "Инструкцию по безопасности", где показано расположение и использование аварийных выходов, жилетов, принятие безопасной позы.

- бортпроводники показывают выходы, которые называет в информа­ции старший бортпроводник;

- показать расположение аварийного освещения ;

-при посадке на сушу объяснить оборудование аварийных выходов (трапы, канаты) и как ими пользоваться;

При посадке на воду, пассажиров информировать о наличии спасательных жилетов и пра­вилах их использования. Перед посадкой на воду необходимо надеть спасательный жилет и завязать его или застегнуть. Взрослые надувают свои спасательные жилеты непосредственно перед тем; как покинуть самолет (в проеме) или после выхода из самолета, если они покидают его через аварийные выходы на крыло. Надутый до посадки жилет помешает пассажиру принять безопасную позу, будет помехой при эвакуации из самолета, или может быть поврежден (особенно при покидании самолета через аварийные выходы на крыло). Использование детских спасательных жилетов необходимо объяснить пассажирам индивидуально.

Нужно объяснить пассажирам, что они должны делать по команде КВС «Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!», «Brace, brace».

Команда прозвучит непосредственно перед посадкой, после этого необходимо принять безопасную позу.

Данная команда подаётся до полной остановки самолёта.

Объясните и покажите пассажирам, как принять позу для аварийной посадки. Если подан сигнал, принять безопасную позу для аварийной посадки, и нет времени для ее демонстрации, подайте команду « Обхватить голову руками (кисти рук одна на другой); Опустить голову на колени; Используйте мягкие вещи для защиты головы и туловища от ударов». Безопасную позу для детей, беременных женщин и полных пассажиров бортпроводники объясняют индивидуально. Предложите пассажирам, имеющим детей, усадить ребенка на колени: Для фиксации используйте «ремень-петлю»; взрослый одной рукой держит ребенка в районе пояса или за голову (зависит от положения ребенка относительно направления полета); Следует защитить лицо ребенка мягкими вещами.

Грудной ребенок на руках у взрослого : взрослый пассажир должен: Застегнуть и затянуть привязные ремни; Ступни ног устойчиво поставить на пол; Положить ребенка на спину на колени взрослому; Наклониться над ребенком; Одной рукой поддерживать голову ребенка и прижимать ее к себе; Другой рукой одновременно фиксировать колени ребенка и свою голову. Пассажиров следует предупредить, что при посадке можно ожидать несколько ударов, и они должны оставаться в безопасной позе на своих местах с застегнутыми ремнями до поступления команд от экипажа.

По окончании брифинга с пассажирами проверить, чтобы пассажиры знали:

Как расстегнуть ремень безопасности

Как сгруппироваться

Когда группироваться

Как долго группироваться

Где находятся ближайшие выходы

Как до них добраться

Внимательно наблюдайте за поведением пассажиров, выявляйте склонных к панике и успокаивайте их (при необходимости можете принять меры воздействия).

Каждый бортпроводник должен еще раз проверить готовность своей зоны к аварийной посадке. Не допускайте попыток пассажиров открыть аварийные двери без команды.

Освещение в салонах должно соответствовать условиям снаружи, в которых производится посадка самолета.

Форма одежды:

Необходимо полностью надеть форменную одежду, включая головной убор, для лучшего опознавания Вас пассажирами

Снять металлические значки, ID, чтобы не получить травмы.

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование, которое Вы должны эвакуировать из своей зоны, доступно.

Об окончании подготовки бортпроводники должны доложить старшему бортпроводнику. Старший бортпроводник докладывает КВС о готовности кабины к аварийной посадке.

Займите свое место в кресле, застегните и затяните поясно-плечевые ремни; ожидайте сигнал (команду) о принятии позы для аварийной посадки.

Бортпроводники, сидящие в креслах, установленных против полета, должны занять следующее положение: Сесть прямо; Спину и голову прижать к спинке кресла; Руками держаться за сиденье; Ступни ног поставить устойчиво на пол.

Примите позу для аварийной посадки и оставайтесь в ней до полной остановки самолета, проведите мысленный тридцатисекундный психологический настрой на действия при эвакуации.

Начало эвакуации должно быть разъяснено следующим образом:

По команде бортпроводников нужно отстегнуть привязные ремни, покинуть свое место; встать друг за другом и, соблюдая очередность, направляться к аварийной двери, если выход можно использовать, эвакуируйтесь.

Действия членов КЭ после полной остановки ВС, во время эвакуации при запланированной аварийной посадке на сушу/воду, аналогичны незапланированной аварийной посадке на сушу/воду.

НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА НА СУШУ - АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ, ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЭ.

Действия членов КЭ.

После полной остановки самолета и команды:

«ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ»/«PASSENGER EVACUATION»

Расстегнуть ремень безопасности

Подойти к аварийным выходам

Старший бортпроводник КЭ №1 / 1L - передняя входная дверь – 1L

Бортпроводник №2/1R передняя служебная дверь – 1R

Бортпроводник №3/4L: задняя входная дверь – 4L

Бортпроводник №4/4R: служебная дверь – 4R

Оценить обстановку снаружи (если использование этого выхода не было запрещено КВС): посмотреть в иллюминатор, убедиться в отсутствии пожара или каких-либо препятствий к эвакуации.

Если опасности нет:

Убедиться, что дверь находится в положении «Автомат»/«ARMED».

Открыть дверь;

Повернуть ручку двери в на­правлении стрелки до упора в направлении «открыто» - «OPEN»

Вытолкните дверь наружу и зафиксируйте ее в положении «открыто»

Если трап не надулся автоматически

Держитесь одной рукой за вспомогательную ручку - другой рукой потяните за ручку красного цвета с надписью «PULL», расположенную справа на пороге трапа.

Убедится, что выход можно использовать.

Немедленно эвакуировать пассажиров.

Публикации по теме