Что важно знать о li ion аккумуляторах? Литий-ионный аккумулятор – как правильно заряжать, устройство, особенности Каким зарядным устройством можно заряжать литиевые аккумуляторы.

Зарядное устройство для литий ионных аккумуляторов очень похоже на зарядное для , за тем лишь исключением, что у Li-ion аккумуляторов значительно выше напряжение на каждой банке и более жёсткие требования к допускам по напряжению.

Банкой называют литий ионные элементы питания за из схожесть по форме на алюминиевую банку из-под прохладительных напитков (напр. coca-cola) Самым распространенным элементом такой формы является банка формата 18650. То есть 18 мм в диаметре и 65 мм в высоту.

В то время, когда для свинцово-кислотных аккумуляторов возможны некоторые неточности в установке граничных напряжений при зарядке, с литий-ионными все гораздо жёстче. Во врем заряда, когда напряжение на элементе возрастает до 4,2 вольта, должно прекращаться подача напряжения на элемент питания. Разрешенный допуск в напряжении всего 0,05 вольт.

Средний литий-ионный аккумулятор заряжается около 3 часов. Однако точное время зарядки, все же зависит от ёмкости аккумулятора.

Итак приведём несколько основных правил, используя которые можно продлить срок использования li-ion аккумулятора в разы.

Использование оригинальных зарядных устройств

При изготовлении литий ионных аккумуляторов, их производители довольно серьёзно относятся к зарядным устройствам. Никто не даст вам гарантии, что зарядные устройства сомнительного происхождения не погубят Ваши аккумуляторы. Оригинальные же зарядки 100% выдают только необходимое напряжение и правильно заканчивают зарядку каждого элемента питания. Ведь, если в конце процесса зарядки напряжение будет затухать со значительным опозданием, это может привести к перезарядке элемента, что в свою очередь скажется весьма негативно на химической системе литий-ионного аккумулятора и будет потеряна часть емкости.

Хранить аккумуляторы лучше с малым зарядом (30-50%)

Если Вам приходится оставлять на продолжительное время бездействовать, то лучше их вынуть из устройства (фонаря, Р/У машинки и т.д.).

Очень вероятно, что полностью заряженный аккумулятор при продолжительном хранении потеряет часть своей ёмкости. Полностью разряженный или при минимальном уровне, хранящийся аккумулятор, может «умереть» навсегда. Т.е. восстановить его так и не удастся после длительной спячки. Исходя из этого и рекомендуется держать 50% заряд у хранящихся, длительное время li-ion аккумуляторов.

Не допускайте перезаряда и полного разряда аккумулятора.

Учитывая химическую особенность литийевых аккумуляторов, весьма не рекомендуют, как полностью разряжать, так и чрезмерно перезаряжать такие аккумуляторы.

Как известно, у li-ion аккумуляторов, полностью отсутствует « «, исходя из этого рекомендуется разряжать аккумулятор до 10-20% а заряжать до 80-90, дабы не повредить химическую систему элемента.

Эффект памяти, в основном свойствен только аккумуляторам.

А означает он некую потерю емкости аккумулятора после неправильного режима зарядки, в частности дозарядки при не полностью разрядившемся аккумуляторе. Проще говоря Ni-Cd нельзя начинать заряжать, до того, как он разрядится до допустимо низкого уровня. Нарушая данное правило, емкосли никель кадмиевого аккумулятора несколько уменьшается.

Литий ионные аккумуляторы, лучше начинать заряжать не дожидаясь их полного разряда. Таким образом можно значительно продлить срок жизни элемента питания.

Вышеуказанное правило относится только к незащищённым аккумуляторам. Литиевые аккумуляторы с защитой не страдают от пере или недозаряда. Встроенная плата защиты, отсекает чрезмерное напряжение (более 3,7 вольт на банку) при зарядке и отключает аккумулятор, если уровень заряда упал до минимального, обычно до 2,4 вольт.

Li-Ion аккумулятор не любит холода и жары.

Оптимальной температурой для литиевых аккумуляторов, является от +10°С до +25°С. Li-ion аккумуляторы чувствительны к большим перепадам температур. При отрицательной температуре, время работы аккумулятора сильно сокращается, хим. система элемента может сильно пострадать и даже разрушиться. Наверняка, вы замечали, как заряд мобильного телефона, на морозе резко начинает стремиться к минимуму, хотя ранее, в тепле, заряд был полным.

Нужно заметить, что литий-ионные аккумуляторы, весьма неприхотливы. При должном уходе, они проживут от 3 до 5 лет исправной службы хозяину. Так же нужно знать что такие аккумуляторы имеют свой срок использования от даты производства, а это значит, что заранее покупать запасные аккумуляторы не всегда хорошая идея. Обычно считается нормальным покупать литий-ионки не позднее 2-х лет после производства.

По поводу ёмкости литий ионных аккумуляторов. Банки самого распространенного формата 18650, могут иметь реальную емкость до 3500 мАч. При цене не менее 3-4 долларов за шт. Аккумуляторы, ёмкостью в 9900 мАч по цене $2 за шт. — это как минимум смешно. В действительности там будет 3000 мАч. если повезет.

Бренд против Нонейма

Стоит сказать несколько слов о производителях литий ионных аккумуляторов.

Практически все аккумуляторы имеют название (Бренд изготовителя), но это может быть «Panasonic» в котором реальная емкость будет меньше на 50 мАч из 3000 мАч или какой ни-будь «ХуньСюньПродакшн», в котором не хватает 1900 мАч из 3000 мАч. И это не смешно, а реальные цифры.

Так вот нормальными (честными) брендами среди аккумуляторов без защиты, считаются:

  • Panasonic,
  • Sony,
  • Sanyo,
  • Samsung,

Напротив, такие бренды, как:

  • UltraFire,
  • SingFire,
  • Bailong,
  • TrastFire

имеют далеко не точную указанную емкость, зато стоят в 2 — 3 раза дешевле.

Среди достойных установщиков защиты на литий-ионки стоит отметить:

  • Keeppower;
  • Efest;
  • Nitecore

Купить литий ионные аккумуляторы, например, формата 18650 можно как в местных интернет магазинах, так и у китайцев на прямую.

И пожалуйста не обольщайтесь на низкую цену и банки аккумуляторов в прозрачной термо-усадке. Из опыта, могу сказать, что в таком варианте используются в основном оригинальные банки но совсем никудышние платы защиты.

Как правильно заряжать полимерный аккумулятор

Литий полимерный отличается от литий ионного аккумулятора только лишь консистенцией электролита. Более подробнее читайте В остальном же, литий-полимерный поддается тем же правилам, что и литий-ионный аккумулятор.

Литий-ионный, или LiIon, аккумулятор необходим для поддержания бесперебойной работы самой разной техники. На этих аккумуляторных батареях работают смартфоны, планшеты, ноутбуки, дрели, фонари и пуско-зарядные АКБ. Такое широко распространение этих моделей объясняется высокой энергоемкостью и небольшими размерами данных элементов. Кроме того, Li-Ion аккумуляторы рассчитаны на работу 300-400 циклов. В современных устройствах этот показатель составляет до 600 подобных циклов.

Но в некоторых случаях батареи выходят из строя намного быстрее, основной причиной данного явления считается неправильный режим использования. Поэтому так важно знать, как правильно заряжать литий-ионный аккумулятор, и что собой представляет это устройство.

Особенности работы

Обычно Li-Ion батарея представляет собой призматический или цилиндрический корпус из алюминия или стали. Внутри находится пакет электродов, и расположены сепараторы. Катодом является какой-либо из оксидов лития: никелат лития (LiNiO2) или кобальтат (LiCoO2). Для этих целей может использоваться феррофосфат лития (iFePO4) и литий-марганцевая шпинель (LiMn2O4). Анод выполняется из графита, графена и других углеродистых соединений.

Процесс зарядки и разрядки аккумулятора идет по принципу кресла качалки. В ходе работы происходит перенос из одного электрода в другой ионов лития. Во время разрядки на отрицательном электроде идет извлечение или деинтеркаляция из углеродного материала лития и интеркаляция его в оксид на положительном электроде. Когда батареи заряжаются, все происходит в обратном порядке. В призматическом корпусе электроды и сепараторы складываются в виде прямоугольных пластин, что обеспечивает повышенную плотность упаковки. В цилиндрических батарейках содержимое свернуто в рулон. Еще один вариант – сворачивание в эллиптическую спираль. Это дает возможность объединить обе модификации.

Хотя многие батареи могут функционировать в диапазоне от -40°C до +50°, следует помнить, что емкость и эффективность работы зависят от температуры окружающей среды. На морозе емкость падает, и батарея может разрядиться. Повышение температур приводит к снижению ресурса и характеристик устройства. Поэтому не следует хранить аккумуляторы на солнце, вблизи от электрообогревателей и других источников тепла.

Обратите внимание! Все литиевые аккумуляторы не имеют общей системы стандартизации. Модели с одними и теми же характеристиками могут отличаться. Поэтому использование устройствами ионных аккумуляторов сторонних брендов может вывести из строя как саму батарею, так и все оборудование.

Схема работы зарядного устройства для батареи может быть разной. В одном оборудовании элемент, обеспечивающий саму зарядку li-ion аккумуляторов, встроен в батарею, в другом – у прибора нет подобного гаджета. В первом случае предусмотренный сетевой адаптер необходим для понижения напряжение и выпрямления тока. Так заряжаются многие мобильные устройства. Если же речь идет о цифровых фотокамерах, то здесь литиевый аккумулятор питается от внешнего зарядника. Использование неподходящего адаптера в лучшем случае просто не зарядит батарею, а в худшем – выведет из строя и фотокамеру, и батарею.

От чего зависит зарядка аккумулятора

Некоторые варианты аккумуляторов снабжены контролирующими элементами, не позволяющими переходить критические значения заряду. Если значение выше, элемент отключит поступление тока, а если ниже, перестанет питать оборудование. Это позволяет избежать излишнего разогрева и короткого замыкания. Если питание смартфона или планшета показывает 10-20 процентов, то устройство следует поставить на зарядку. После того, как показатели дошли до максимальных ста процентов, нужно оставить технику на зарядке еще на полтора или даже два часа. Иначе устройство будет фактически заряжено только на 70-80 процентов.

Но правила говорят, что все время заряжать батареи по максимуму не следует. Производители не зря устанавливают максимальные показатели на уровне 80 процентов. Это связано с тем, что при перезаряде на катоде более активно выделяется кислород, а на углеродистой части образуется мшистый осадок металлического лития с высокой способностью к электролиту. Это повышает вероятность теплового разгона, последующего увеличения давления и, как следствие, разрушения и даже возгорания батареи.

Конечно, последнее происходит довольно редко, но снижение ресурса аккумулятора при постоянном перезаряде неизбежно. Если не доводить оборудование до полного разряжения, количество циклов работы может возрасти в полутора тысяч.

Обратите внимание! Единственный вариант, при котором снижение ресурса работы при максимальной зарядке не происходит, – это Li-ion аккумуляторные батареи с марганцем. Добавление марганца приводит к значительному замедлению реакции выделения кислорода и металлизации анода. В таких устройствах контроллеры не предусмотрены.

С другой стороны, для увеличения срока работы батареи иногда следует доводить аккумулятор до полного разряжения. Это связано с тем, что постоянно следить за состоянием заряда довольно сложно. Отсутствие периодичности зарядки приводит к тому, что сбиваются показания минимального и максимального заряда, которые изначально заложены в контролере. Постепенно устройство начинает получать недостоверные данные о количестве заряда. Доведение аккумулятора до полного разряжение приведет к обнулению контроллеров и фиксированию минимального значения. Далее следует заряжать оборудование как можно дольше, примерно от 8 до 12 часов. За это время контроллер обновит максимальное значение, и работа батареи стабилизируется.

Если планируется не использовать аккумулятор длительное время, то следует:

  • зарядить прибор на 30-50%;
  • обеспечить температуру хранения приблизительно в 150С;
  • поместить оборудование в сухое помещение.

Полностью разряженные аккумуляторы при длительном простое теряют свои эксплуатационные характеристики и перестают работать. Если поместить на хранение батарею со стопроцентной зарядкой, то в процессе существенная часть емкости будет потеряна.

Внимание! Кобальт представляет опасность для окружающей среды и человека, поэтому отслужившие аккумуляторы подлежат утилизации.

Общие правила зарядки

Если необходимо провести зарядку АКБ в автомобиле, то нужно использовать специальные зарядные устройства. Плюс соединяют с положительной клеммой, а минус – с отрицательной. Регулятор ставят на минимум и оставляют на несколько часов. Полный заряд соответствует показателям «0» или зеленому индикатору.

Выделим основные принципы того, как правильно и без вреда для работы заряжать и использовать литий-ионные аккумуляторы:

  1. Не следует постоянно дожидаться полного разряда аккумулятора;
  2. В обычном режиме заряжать Li-ion батарею следует при 10-20% зарядки;
  3. Необходимо использовать только штатное зарядное устройство;
  4. Цикл от полного до максимального заряда следует проводить 1 раз в 2-3 месяца;
  5. Хранить батареи нужно частично заряженными;
  6. Следует избегать перегрева и значительного охлаждения оборудования.

Рассмотрим, как зарядить по USB-проводу от компьютера, ведь в поставке со смартфоном часто предлагают USB-переходник. Здесь важно учесть, что скорость зарядки будет отличаться от привычного. Это связано с тем, что зарядка через порт по ПК ограничена силой тока в 0,5 ампера.

Если зарядка происходит через переходник от прикуривателя в автомобиле, следует внимательно сравнить характеристики штатного адаптера и нового. Обычно для смартфонов значение составляет 1 ампер, а для планшетов требуется 2 ампера.

Видео

Первой компанией, кто запустил в серийное производство перезаряжаемый литий-ионный аккумулятор большой емкости стала Sony, при этом срок службы батареи стал значительно продолжительней, чем его имел никель-кадмиевый аналог.

К сожалению, у первых моделей был существенный недостаток, который проявлялся тем, что при высоком токе разряда литиевый анод воспламенялся.

На устранение этой проблемы потребовалось около 20 лет, решением стал контроллер, который не позволяет образовываться чистому литию на аноде аккумулятора литий-ионного типа.

Современные модели надежны и безопасны, они постепенно вытеснили с рынка никель-металлгидридные и никель-кадмиевые аккумуляторные батареи в портативных устройствах, их устанавливают в качестве источника питания ноутбука, фотоаппарата, мобильного телефона и т.д.

Единственная ниша, в которой аккумуляторы литий-ионного типа уступают никель-кадмиевым – это устройства, работа которых требует высокий ток разрядки, например, для шуруповертов. Такой тип батарей называется промышленный.

Отдельно стоит упомянуть об элементах Li-Pol. Единственное отличие от литий полимерного аккумулятора заключается в том, что в базовой основе используется другой электролит, при этом принцип действия, особенности и характеристики этих видов практически идентичны.

Особенности

Любой тип источников питания обладает своими преимуществами и, соответственно, недостатками, литий ионные аккумуляторы только подтверждают эту аксиому. Рассмотрим подробно их характерные особенности.

К числу достоинств, несомненно, можно отнести:

  • низкие параметры саморазряда;
  • если взять единичный элемент литий-ионного аккумулятора, размеры которого равны батареям другого типа, то заряд у него будет больше (3,7V, в отличие от 1,2V). Благодаря этому стало возможным существенно упростить и облегчить элемент питания;
  • отсутствует такой параметр, как память питания, то есть батарея не требует регулярной разрядки, чтобы восстановить мощность (емкость), что упрощает эксплуатацию.

Говоря про преимущества, которыми обладает данный аккумуляторный элемент, нельзя не учитывать определенные недостатки , к которым относятся:

  • встроенный «предохранитель», то есть плата защиты, задача которой ограничивать напряжение питания при заряде и не допускать полного разряда аккумулятора, помимо этого сглаживается максимальный ток, а также контролируется температура. Из-за этого цена на литий-ионные аккумуляторы выше, чем у аналогов;
  • несмотря на восстановление аккумуляторов литий-ионного типа, они подвержены «старению», даже в том случае, если хранить их в соответствии с правилами эксплуатации. О том, как притормозить данный процесс, пойдет речь ниже, где будет рассматриваться эксплуатация и ее особенности.

Видео: обзор, вскрытие литий-ионного аккумулятора от мобильника

Форм-фактор

Литий ионные аккумуляторы выпускаются двух форм-факторов – цилиндрический и таблеточный.


Во многих устройствах используется несколько соединенных аккумуляторов литий ионного типа, например, чтобы достичь напряжения 12V или увеличить ток разрядки, это необходимо учитывать, если вы хотите купить подобное устройство (как правило, тип соединения указан на корпусе).

Как правильно заряжать

Существуют правила, благодаря которым можно существенно продлить срок службы аккумуляторов литий-ионного типа.

Правило первое: нельзя допускать полной разрядки, благодаря этому можно увеличить количество циклов, при которых происходит зарядка и разрядка. Заряжая батарею на 20%, можно значительно продлить ее срок эксплуатации, как минимум вдвое. В качестве примера приведем таблицу зависимости циклов подзарядки, в зависимости от глубины разряда аккумулятора.

Правило второе: с периодичностью один раз в три месяца требуется производить полный цикл (то есть полностью разряжать и заряжать), благодаря этому процесс «старения» батарей существенно замедляется.

Правило третье: нельзя хранить аккумулятор литий-ионного типа полностью разряженным, желательно, чтобы батарея была заряжена на 30-50%, в противном случае восстановление его емкости не представляется возможным.

Правило четвертое: для зарядки батареи пользуйтесь оригинальным зарядным устройством, которое шло в комплекте от производителя, этого требует разница исполнения защитной схемы аккумулятора. То есть, например, батареи HTC, En-El, Sanyo, IRC, ICR, Lir, Mah, Pocket, ID-Security и т.д. нежелательно заряжать устройством для аккумуляторов Samsung.

Правило пятое: нельзя допускать перегрева аккумулятора, эксплуатировать литий-ионное устройство можно при температуре окружающего воздуха в пределах от -40 до 50 °C. При нарушенном температурном режиме восстановить батарею или произвести ее ремонт не представляется возможным, потребуется только ее замена.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что аккумуляторные батареи известных брендов значительно превосходят по характеристикам аналоги неизвестных производителей. Можете не сомневаться, что батареи DMW-BCG, VPG-BPS, SAFT, а также оригинальные модели, например, BL-5C, BP-4L (Nokia), D-Li8, NB-10L (Canon), NP-BG1 (Sony) или LP243454-PCB-LD будут однозначно лучше китайских аналогов.

Самодельное зарядное устройство

При желании можно сделать своими руками устройство, которое послужит для зарядки аккумуляторов литий-ионного типа, его схема изображена ниже.


Обозначения на рисунке:

  • R1- 22Ом;
  • R2 – 5,1кОм;
  • R3- 2кОм;
  • R4 -11Ом;
  • R5 – 1кОм;
  • RV1 – 22кОм;
  • R7 – 1кОм;
  • U1 – стабилизатор LM317T (обязательно установить на радиатор с большой площадью рассеиванья);
  • U2 – TL431(регулятор напряжения);
  • D1, D2 – светодиоды, можно использовать smd типа, первый, сигналитзирующий о начале процесса зарядки желательно выбрать красным, второй – зеленым;
  • транзистор Q1 – BC557;
  • конденсаторы C1, C2 – 100n.

Входное напряжение на схему зарядки аккумуляторов литий-ионного типа должно быть от 9 до20В, для этой цели можно переделать импульсный блок питания. Мощность резисторов необходимо подобрать следующую :

  • R1 – минимум 2Вт;
  • R5 – 1Вт
  • остальные не менее 0.125Вт.

в качестве переменного резистора RV1 желательно взять CG5-2 или его импортный аналог 3296W. Такой тип позволяет более точно выставить выходное напряжение, которое должно быть около 4,2В.

Принцип, по которому работает схема зарядки следующий:

При включении идет зарядка батареи, величина тока зависит от резистора R5 (в нашем случае он будет на уровне 100мА) напряжение зарядки в пределах от 4,15 до 4,2В, о начале процесса просигнализирует диод D1 . Когда аккумулятор приблизится к порогу зарядки, произойдет снижение тока нагрузки, что приведет к выключению светодиода D1 и включению D2.

Заметим, что при снижении напряжения примерно на 0,05-0,1В можно существенно увеличить срок эксплуатации аккумулятора, поскольку он будет заряжаться не до конца.

Контакты для блока зарядки, через который будет подключаться аккумулятор, можно взять со сломанного устройства, перед этим не забудьте их почистить.

Необходимо обратить внимание, что при неправильной настройке, например, завышенном напряжении или токе зарядки, можно вывести элемент питания из строя.

Производство зарядного устройства обходится значительно дешевле, чем цена на литий-ионный аккумулятор, будь это город Москва или СПб, поэтому экономить (учитывая как развита их продажа), рискуя вывести батарею из строя, используя самодельный прибор, не имеет смысла.

Принес пару недель назад 6 макитовских девайсов в ремонт.

4 шуруповёрта, 1 лобзик и 1 шлифмашинку.

Прямо коробку целую. Тяжелую.

Озвучили мне цену ремонта. Оказалось, только один шуруповёрт имело экономический смысл восстанавливать. Остальные пошли на запчасти.

Вобщем, сама собой пришла пора замены парка ручного аккумуляторного инструмента.

Вот и закупил сразу для всех столяров новые шуруповёрты с Li-ion аккумуляторами.

Сразу проблема.

Парни привыкли к Ni-cd аккумуляторам, а Li-ion требуют совсем другого подхода. Прямо до противоположности.

И, понятно, речь ведь идет не только о том, как заряжать Li-ion аккумулятор шуруповёрта. Если его неправильно разряжать и/или хранить – тоже мало хорошего для него будет.

Поэтому просмотрел пару десятков сайтов и пару часов видео.

Выкинул всю шелуху и сделал самую «сухую» без «воды» выжимку.

Как заряжать Li-ion аккумулятор шуруповёрта и другие важные правила его эксплуатации

  1. Помните — Li ion до противоположности отличаются от Ni Cd !
  2. Ставьте Li-ion на зарядку уже при остаточном заряде 20-50% .
  3. Важно! Нельзя допускать разряда Li-ion ниже 10-20% . Это критическая величина. Чем меньше разряд, тем дольше Li-ion будет работать —
  1. Li-ion работает оптимально в диапазоне от -10 до +45°С. Заряжать при температуре от +10 до +30°С.
  2. 1 раз в 4 месяца проводите полный цикл разряд-заряд для калибровки датчика уровня заряда в контроллерах аккумуляторов. То есть разряжайте почти до 100% и ставьте на зарядку на 12 часов.
  3. Хранить Li-ion нужно на заряде 40-60% .
    Хранить заряженные на 100% Li-ion нельзя, так как он в этом случае навсегда потеряет 20% емкости за 3 месяца.
    При правильном хранении – при заряде 40-60% — Li-ion безвозвратно потеряет за те же 3 месяца всего 1% емкости.
  4. Если шуруповёрт укомплектован двумя Li-ion, то один зарядите до 40-60% и храните как резервный. Раз в месяц используйте его как рабочий – заряжайте до 100%, разряжайте до 40-60% и снова оставляйте на хранение.
    Второй Li-ion — основной рабочий. Поработали — в конце каждого дня ставьте его на подзарядку, даже если он разряжен менее чем на 10%.

Резервный Li-ion применяйте в случае если основной рабочий Li-ion разрядился в результате интенсивной работы и нет времени ждать его зарядки.

Вот и все. Теперь вы знаете как заряжать Li-ion аккумулятор для шуруповерта.

Я вручил такую каждому столяру, да еще повесил в цехе на доску объявлений.

И вот еще может быть вопрос – почему я перешел с Ni-cd на Li-ion аккумуляторные шуруповёрты?

Вот преимущества Li-ion аккумуляторов перед Ni-cd:

  • минимум в 2 раза большая удельная емкость;
  • саморазряд меньше в несколько раз;
  • отсутствие эффекта памяти, что дает возможность дозарядки в любой момент;
  • выдерживает в среднем в два раза больше циклов «заряда-разряда», то есть проживет в два раза дольше.

Есть ли недостатки?

Не знаю таких.

Пишут что:

  • Li-ion подвержены старению.
    Ну так а Ni-cd вечные что-ли? Тоже стареют.
  • у Li-ion низкая устойчивость при работе в условиях низких температур.
    Всё это в прошлом. Сейчас Li-ion делают такие, что они работают и при -10°С стопудово. А в некоторых источниках указывается, что и при -30°С могу работать;
  • Li-ion требуют использования только оригинального зарядного устройства.
    Ну а что тут такого? Все шуруповерты продаются как раз со своим оригинальным ЗУ в комплекте.
  • у Li-ion высокая стоимость.
    Да вот уже не сказал бы. Недавно заходил в магазин. Ni-cd аккумуляторов ниже 1 т.р. не видел. А на AliExpress можно целый шуруповерт купить с Li-ion за 3 т.р.

Ну и, наконец, если вы работаете с шуруповертом профессионально – не сомневайтесь особо – рассыпется он одновременно с Li-ion батареей. Так что покупать отдельно Li-ion аккумулятор скорее всего не придется.

Как раз при разумном невандальном использовании на пару-тройку лет должно шуруповерта хватить.

И, да, еще одно важное правило. Не экономьте на мощности шуруповерта. Она соответствует вольтажу батареи. Берите с Li-ion батареей на 20 вольт минимум. Крутить будет как зверь.

А кУпите слабенький – толку мало от него будет, и радости от копеечной экономии не будет тоже.

Я вообще набрал шуруповертов с батареями Li-ion на 25 вольт. Столяры не нарадуются. Особенно после Ni-cd на 14 вольт.

Вроде всё. Остались вопросы, не согласны с чем-то – пишите в комменты.


P.S. Хотите получать уведомления о новых статьях этого блога? Нажмите на эту кнопку:

P.S.S. После прочтения статьи появились вопросы, замечания, возражения? Пишите их в комментариях ниже. Постараюсь ответить на все.

Одним из самых принципиальных критериев корректной работы, хорошей эффективности и долгого срока эксплуатации аккумуляторной батареи считается её правильный заряд. Это касается полностью всех аккумуляторов, будь то массивные промышленные немаленькой емкости, или же крохотные батарейки в Ваших планшетах или телефонах.

Большая часть аккумуляторных батарей обладают так называемым "эффектом памяти" в той ли иной степени. Он выражается в том, что батарейки "запоминают" пределы эксплуатируемой емкости.
По данной причине, фактически, и ведется подготовительная тренировка батарей. В связи с наличием вышеперечисленного результата, не рекомендовано заряжать еще не севшие до конца батарейки.
В данном случае аккумуляторные батарейки помимо прочего "запомнят" пределы, до которых им предоставляется возможность доходить.
Итогом станет сокращение физической емкости батарей, их стремительная разрядка, недолговечность службы.

При приобретении новых аккумуляторных батареек рекомендовано произвести их "тренировку". Она заключается в полном разряде/заряде самой батарей. Говоря проще, необходимо разрядить батарейки, после этого зарядить их "до упора". Процесс повторяется 3-4 раза.
В последствии таковой процедуры батарейки прослужат существенно дольше. При всем этом вы как будто "разгоняете" их, повышаете потенциальную емкость до пределов.

Чем меньше раз разряжается аккумулятор и чем менее глубоким является каждый отдельно взятый его разряд, тем большим будет срок его службы.

Как можно зарядить аккумулятор?

  • Оптимальный вариант - зарядка постоянным током 0.1 - 0.2 С в течение 6-8 часов.
  • Быстрый заряд - в течение 3-5ч. током примерно треть от номинального.
  • Ускоренный заряд - выполняется током равным величине номинальной емкости самого аккумулятора, возможен разогрев и разрушение элемента.

Такие батареи используются в ваших телефонах, планшетах, ноутбуках
Стандартно принято щитать что их напряжение 3.7 вольта, но один элемент может иметь напряжение в пределах 2.5(разряженный) - 4.2вольта и это как правило максимум.
В среднем их ресурс 1000 - 1500 циклов заряд-разряд
Как правило если такую батарею разрядить ниже 2.5 вольт или зарядить больше 4.2 вольта - батарея выходят из строя. Чтоб защитить от этого в большинстве аккумуляторов такого типа присутствует плата защиты которая отключает аккумуляторную банку при выходе напряжений за пределы нормы.
Устройство для зарядки должно уметь заряжать аккумуляторы до 4.2 вольта и автоматически отключать заряд.

Более новый разновид литий-ионных аккумуляторов с большей плотностью энергии и меньшим размером (толщина элемента от 1мм! при значительной гибкости). Использование до минус 20 градусов. И полное отсутствие "эффекта памяти".
Аккумуляторы такого типа взриво- и пожаро-опасны, при перезаряде, быстром разряде или замыкании элемента. Поэтому все элементы снабжаются встроенной платой контролера заряда и разряда.
Количество рабочих циклов в раене 900 полных заряд-разрядов. Следует заметить что глубокий разряд может полностью вывести батарею з строя. Рекомендуется разряжать такие аккумуляторы не более чем на 40% от их максимальной емкости.
Зарядка производится напряжением 4.2 вольта на элемент, током в 1C и завершается процесс зарядки при токе 0.1-0.2С. Время заряда примерно 2 часа.

Зачастую своим исполнением как обычные пальчиковые батарейки. Напряжение питания одного элемента - 1.25 вольт.
Срок службы, примерно 200-500 циклов заряд-разряд. Саморазряд: 100% в год.
В незначительной степени аккумулятор владеет "эффектом памяти", это значит что если аккумулятор длительное время, месяц - два, не использовался, то ему нада сделать полный цикл разряда - заряда.
Заряд с малым током продлевает срок службы аккумулятора, поэтому самым оптимальным режимом работы будет заряд током в 0.1 от номинальной емкости батареи.
Время заряда - 15-16 часов, по инструкции производителей.
Заряд таких аккумуляторов лучше делать с помощью постоянного или импульсного тока с очень короткими импульсами отрицательного значения (асимметричный ток) - это поможет исключить проблемы с "эффектом памяти"
Напряжение заряда на элемент - 1.4 - 1.6 вольт, а напряжение полностью заряженного элемента - 1.4 вольта. Разрядку производить до 0.9 вольта, ниже нежелательно.

В большинстве выпускается в виде пальчиковых батареек и малогабаритных дисковых аккумуляторах (таблетках)
Напряжение питания одного элемента - 1.37 вольт
Саморазряд у этого типа - примерно 10% в месяц.
Они подвержены "эффекту памяти" и такие аккумуляторы не рекомендуется использовать в буферном режиме. После длительного бездействия такого аккумулятора, нужно произвести цикл заряд-разряда током примерно номинальной емкости. Цикл разряда с 1.36 вольт до 1 вольта, ниже не рекомендуется.
Номинальный ток зарядки в пределах 0.1-1 от номинальной емкости элемента.
Может использоваться при температурах до минус 50 градусов.

Pb (свинцово-кислотный) аккумулятор

Наиболее распространенный вид аккумуляторной энергии.
Самый безопасный способ зарядки выглядит так, сначала аккумулятор заряжается постоянным током, а после получения нужного напряжения, на аккумуляторе поддерживают это напряжение.
Максимальная величина зарядного тока 0.2 - 0.3 от номинальной емкости аккумулятора. Оптимальный ток заряда это 10% от номинального, оно и безопасно и щадительно для аккумулятора.
Максимальное напряжение заряда не должно превышать 13.8 вольт. При быстром заряде допускается до 14.5 вольт.
Общее время полного заряда должно быть в раене 5 - 6 часов.
Минимальная температура заряда не ниже -15° C

AGM аккумулятор

В отличии от свинцово-кислотных, в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий как в кислотных, эдакие стекло тканевые прокладки между свинцовыми пластинами пропитаны электролитом. И это дает им ряд преимуществ: устойчивость к большим вибрациям, уверенная эксплуатация даже при минус 30 С хотя напряжение немного проседает, герметичная конструкция и более безопасная зарядка.
Число полных циклов заряда-разряда от 500 до 1000 в зависимости от марки модели.

Публикации по теме