Выбираем тахометр на лодочный мотор. Что нужно знать о тахометре для лодочных моторов Установка тахометра на лодочный мотор сузуки

В почте редакции все чаще попадаются письма с просьбой опубликовать описание простого, но достаточно надежного и точного тахометра для замера частоты вращения коленчатого вала подвесного мотора. Промышленные образцы тахометров (ДЛМ-1 и ТС) далеко не всюду имеются в продаже; с другой стороны, вполне понятно желание читателей, знакомых с электроникой, сделать такой же или даже более совершенный прибор своими руками.

Предлагаем вниманию читателей описания трех тахометров, сконструированных читателями. Тахометр киевлянина В. С. Новицкого - самый простой по устройству. Работа его основана на замере действующего напряжения в низковольтных цепях системы зажигания. Недостаток конструкции в том, что поскольку напряжение даже на различных экземплярах одной модели может несколько различаться, поскольку прибор необходимо отградуировать для данного мотора; при использовании на другом моторе он будет иметь большую погрешность.

Два других варианта лишены этого недостатка, так как представляют собой тиристорные частотомеры с дозирующим конденсатором. Показания таких частотомеров зависят только от количества импульсов, поступающих на вход прибора, и не зависят (при определенных значениях компонентов схемы) ни от длительности, ни от амплитуды импульса. Оба прибора - киевлянина Г. И. Заенчковского и саратовца В. П. Токарева - построены на одном принципе, но имеют некоторые схемные различия узлов формирования импульса и индикации. При этом прибор Г. И. Заенчковского имеет повышенную стабильность показаний при изменении температуры окружающего воздуха благодаря оригинальному схемному решению блока индикации - замеру не тока разряда, а тока заряда дозирующего конденсатора.

Простейший тахометр

Проверяя систему зажигания своего «Вихря-М» с магдино МВ-1, я замерил авометром Ц-20 действующее значение ЭДС на генераторной катушке зажигания. Оказалось, что по достижении 7,5 В при 1000 об/мин ЭДС линейно увеличивается до частоты вращения, равной 5000-5500 об/мин, примерно на 1,2 В на каждые 500 об/мин. Учитывая эту зависимость для определения частоты вращения коленвала, можно использовать любой авометр или сделать несложный специальный прибор, состоящий из небольшого числа деталей.
Такой тахометр я использую уже две навигации, он оказался очень надежным и достаточно точным. Подключается прибор непосредственно к кнопке «стоп» на пульте управления, питания не требует.

Для прибора лучше всего использовать миллиамперметр на 1 мА (М-260М, М-24 и т. п.), обязательно - имеющий рамку, укрепленную в кернах. Основное отличие тахометра от обычного вольтметра - смещение начала шкалы с тем, чтобы «растянуть» показания прибора от 1000 до 5000 об/мин на всю шкалу.

Особого налаживания прибор не требует. При наладке используется авометр, который подключается параллельно тахометру. Двигатель запускается и число его оборотов доводится до 1000 об/мин по показаниям авометра (7,5 В). Резистором R3 стрелка тахометра подводится к отметке 0,2 мА. Обороты увеличиваются до 2500 об/мин, и поворотом движка резистора R2 стрелка тахометра устанавливается в крайнее правое положение (1,0 мА). Затем вновь устанавливается 1000 об/мин, и резистором R3 стрелка тахометра подводится к отметке 0,2 мА, Получена начальная точка отсчета - 1000 об/мин.

Увеличив обороты, например, до 4000 об/мин (по показаниям авометра), резистором R2 стрелку подводим к отметке 0,8 мА. На этом градуировка кончается. Учитывая линейную зависимость ЭДС от частоты вращения в диапазоне от 1000 до 5000 об/мин, по двум найденным точкам на индикаторе тахометра можно проставить промежуточные значения числа оборотов.

При замерах авометром необходимо соблюдать осторожность - амплитудное значение ЭДС на генераторной катушке зажигания доходит до 400 В.

Мне не удалось снять графики зависимости ЭДС от числа оборотов для других моторов, имеющих аналогичные МВ-1 магнето, - «Нептуна-23» и «Привета-22», Думаю, что эти зависимости мало отличаются от полученной для «Вихря-М», поэтому такой же простой тахометр можно использовать и на этих моторах.

Электронный тахометр

Описываемый электронный тахометр универсален - может использоваться с двигателями различного типа и различными системами зажигания. Прибор имеет собственную погрешность менее 1% при изменении напряжения питания от 8 до 20 В и окружающей температуры в пределах от минус 15° до плюс 60°С; не шунтирует систему зажигания; имеет высокую помехозащищенность.

Электронный тахометр состоит из двух основных частей - селектора импульсов и частотомера.

Я опробовал несколько конструкций промышленных и любительских тахометров с различными вариантами селектора импульсов. В результате как наиболее помехозащищенная была выбрана схема, использованная в серийном приборе ДЛМ-1.

Самым ответственным элементом тахометра является частотомер.Я использовал схему тиристорного частотомера, приведенную в журнале «Радио» № 2 за 1974 г., отличие только в том, что для уменьшения погрешности от изменения окружающей температуры заряд дозирующего конденсатора С6 осуществляется не через диод, а через внутреннее сопротивление измерительного прибора и шунтирующий резистор R11. Это незначительное, на первый взгляд, отличие позволило стабилизировать энергию заряда конденсатора С6 и уменьшить погрешность частотомера примерно в 8 раз; теперь максимальная погрешность тахометра в основном определяется классом используемого измерительного прибора.

Тахометр работает следующим образом. Пачка затухающих колебаний с первичной обмотки генераторной катушки зажигания поступает на дифференцирующую цепь C1 (С2), R1 тахометра. Через ограничительный диод Д1 отрицательный импульс поступает на делитель напряжения R2, R3 и интегрирующую цепь R4, С4. С делителя напряжения импульс поступает на вторую дифференцирующую цепь С3, R5 и далее на ограничительный диод Д2. С интегрирующей цепочки R4, С4 через делитель напряжения R6, R7 на анод диода Д2 поступает отрицательный запирающий импульс. Оба импульса (с С3, R5 и с R6, R7) поступают на диод Д2 одновременно, но амплитуда импульса, поступающего с С3, R5, несколько больше амплитуды запирающего импульса. Запирающее действие импульса прекращается только с разрядом конденсатора С4 к приходу колебаний на вход тахометра. Таким образом из пачки затухающих колебаний на дифференцирующую цепь С5, R8 поступает только один отрицательный импульс. Этот импульс подводится к базе нормально закрытого транзистора Т1 и открывает его.

Коллекторный ток транзистора Т1 создает на резисторе R9 падение напряжения, которое прикладывается к управляющему электроду тринистора Д-3 и открывает его.

Конденсатор С6, заряженный через резистор R10 и измерительный прибор ИП1, в момент открытия тринистора Д3 разряжается через открытый переход тринистора и прямой переход диода Д5. Сопротивление резистора R10 достаточно велико для того, чтобы тринистор в конце разряда конденсатора С6 закрылся и начался новый цикл заряда конденсатора С6 от источника питания через стабилизатор: Д4, R12 и С7.

Протекающий при заряде через рамку измерительного прибора ИП1 ток отклоняет стрелку пропорционально частоте входных импульсов.

Питание тахометра осуществляется от набора сухих батарей, от аккумулятора или от генератора магдино через мостиковый выпрямитель на четырех диодах типа Д226 или Д220 и гасящий резистор МЛТ-1 сопротивлением 100 Ом.

При изготовлении тахометра могут быть использованы следующие детали: резисторы R1-R10 - типа МЛТ0,125; R12 - МЛТ0,5; R11 - проволочный типа СП5-16ТА-0,5 или другой проволочный с подходящими габаритами; конденсаторы C1, С2 - типа МБМ, К40У-9, КМ4 на рабочее напряжение не менее 400 В; С3 - любого типа на напряжение не менее 160 В; С4, С5 - любого типа на рабочее напряжение 50 В; С7 - любой электролитический на напряжение 25 В. Особые требования должны быть предъявлены к конденсатору С6, поскольку от его стабильности зависят погрешность и воспроизводимость показаний тахометра. Рекомендуется использовать бумажные конденсаторы МБМ, К40У-9, К42У-2 на напряжения не более 160-200 В. Диоды Д1 типа Д226 можно заменить на Д7, Д2 типа Д220 с любым индексом, Д5 типа Д311А или любой германиевый маломощный импульсный диод с малым прямым сопротивлением. Тринистор КУ101А можно заменить на КУЮ1 с любым индексом, транзистор КТ203Г - на П104, П106, МП114-МП116.

В качестве стрелочного измерительного прибора можно применить любой микроамперметр с чувствительностью не хуже 200 мкА. Прибор надо выбирать по классу точности 1,0; 1,5, если необходима высокая точность измерений, и 2,5; 4,0, - если необходима только индикация изменения числа оборотов.

Конструктивно все элементы тахометра размещены на печатной плате толщиной 2 мм и размером 60X140 мм. Плата и измерительный прибор размещаются в коробке, укрепленной на передней панели или приборном щитке лодки.

После настройки и калибровки прибора плату с элементами необходимо покрыть влагостойким лаком УР-231 или 4с, 4т.

Настройку тахометра лучше всего производить с помощью генератора импульсов Г5-54 (Г5-15) и частотомера ЧЗ-24 или любого другого ему аналогичного. Производить настройку тахометра только по одному генератору не следует, поскольку он имеет грубую шкалу.

Отрицательные импульсы длительностью 3-5 мкс с частотой 100 Гц, амплитудой 25-30 В с генератора подаются на один из входов тахометра. Стрелка прибора резистором R11 устанавливается в середине шкалы. Если стрелку не удается установить в середине шкалы, необходимо проверить чувствительность измерительного прибора или увеличить сопротивление потенциометра R11. После этого на генераторе устанавливается частота, соответствующая максимальным оборотам двигателя, и резистором R11 стрелка прибора устанавливается на последнее деление шкалы.

Необходимая частота генератора по частоте вращения коленчатого вала может быть определена по формуле


где F - частота, Гц;
n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;
k - количество искрообразований за один оборот коленчатого вала.

Учитывая абсолютную линейность шкалы, получив максимальное отклонение стрелки, градуируем всю шкалу.

При отсутствии необходимых приборов настройку и калибровку тахометра можно выполнить более простым способом, но при этом возрастает и погрешность его показаний. Для этого используется любое неполяризованное реле постоянного тока, контакты которого могут пропустить ток силой 1-1,5А. Обмотка реле «Р» подключается к сети через любой понижающий трансформатор, имеющий напряжение 30-35 В (рис. а). Контакты реле «Р» имитируют работу прерывателя магнето в схеме зажигания. При градиуровке рабочий зазор запальной свечи уменьшается до 0,2-0,3 мм. В качестве батареи «Б» можно использовать аккумулятор или 2-3 батареи 3336Л, включенных параллельно.

Можно проградуировать тахометр, используя реле с контактами, рассчитанными на ток 30-100 мА (рис. б) и набором сухих батарей на напряжение 15-25 В. Частота переменного тока в сети равна 50 Гц, поэтому контакты реле будут размыкаться 50 раз в секунду, что будет соответствовать 1500 об/мин для двухцилиндрового двухтактного двигателя. Учитывая линейность шкалы, по одной полученной точке градуируем всю шкалу.

При подключении тахометра к мотору выводы 1 и 2 соединяются с первичными обмотками высоковольтных трансформаторов или с проводами, выведенными на кнопку «стоп», а вывод 3 - с корпусом двигателя.

При подключении тахометра к аккумулятору, соединенному с массой двигателя, необходимо следить, чтобы с массой был соединен минус аккумулятора; в противном случае тахометр из-за короткого замыкания через его цепи выйдет из строя.

Несколько экземпляров тахометров прошли ходовые испытания в 1976 и 1977 гг. на моторах «Нептун», «Нептун-23», «Вихрь», «Вихрь-М» и «Москвич-412». В конце каждого сезона они проверялись на воспроизводимость показаний, и отклонений более 0,5% не обнаружилось.

Тринисторный тахометр

При разработке предлагаемого тахометра была поставлена задача - получить достаточно простую, надежную в работе и обладающую хорошей линейностью схему.

За основу конструкции были приняты две схемы, опубликованные в журнале «Радио» (см. № 5 за 1967 г.- «Простой тахометр» и N2 2 за 1974 г.- «Тиристорный частотомер»). Обе эти схемы были мной собраны и испытаны на моторе. Первая - не обладала необходимой линейностью шкалы в диапазоне необходимых частот вращения коленчатого вала. Вторая - имела хорошую линейность, но использовать ее в качестве тахометра, работающего от импульсов магнето, было нельзя из-за низкого входного сопротивления управляющей цепи тринистора.

Предлагаемая схема соединяет в себе положительные качества обеих этих схем - высокое входное сопротивление первой и линейность шкалы второй.

При размыкании контактов прерывателей на первичных обмотках катушек зажигания возникают импульсы напряжения, затухающие во времени. Для работы тахометра используются положительные полу-периоды напряжения, которые поступают через диоды Д1 и Д2 и заряжают конденсатор С1 до амплитудного значения импульсного напряжения. Постоянная времени разряда цепи R1-С1 выбрана так, чтобы конденсатор С1 не успевал заметно разрядиться за время одного полного колебания напряжения в импульсе, но был бы полностью разряжен к приходу следующего импульса.

Резистор R2 и стабилитрон Д3 ограничивают импульс напряжения по амплитуде, конденсатор С2 и резистор R3 дифференцируют его. Задний отрицательный фронт продифференцированного импульса формируется диодом Д4. Сформированный таким образом запускающий импульс поступает на вход эмиттерного повторителя Т1, нагрузкой которого является управляющий электрод тринистора Д5.

До прихода запускающего импульса дозирующий конденсатор С3 заряжается через резистор R5 и диод Д6 от источника питания, напряжение которого стабилизировано резистором R6 и стабилитроном Д7.

С приходом запускающего импульса на управляющий электрод открывается, конденсатор С3 разряжается через открытый тиристор и измерительный прибор ИП1. Импульсы, отклоняющие стрелку прибора ИП1, постоянны по амплитуде и по длительности, поэтому величина отклонения стрелки прибора ИП1 будет зависеть только от частоты сигналов, поступающих на вход тахометра, т. е. от частоты вращения коленчатого вала.

Резистор R4 предназначен для градуировки измерительного прибора ИП1.


В схеме используются: микроамперметр типа М-494 на 50 мкА, резисторы и конденсаторы (любого типа). Диоды и измерительный прибор могут быть заменены аналогичными, близкими по параметрам.

Схема тахометра собрана на печатной плате размером 60X100 мм.

После сборки схема почти не потребовала регулировки, за исключением подбора сопротивления резистора R4 при градуировке шкалы. Градуировку прибора ИП1 лучше всего производить при помощи звукового генератора. Для двухцилиндрового двухтактного двигателя частота 33,3 Гц соответствует 1000 об/мин; 50,0 Гц - 1500 об/мин и 167,0 Гц - 5000 об/мин.

Производители маломерных судов, на которых предусмотрена установка подвесных моторов, не комплектуют свои изделия силовой установкой. Выбор марки и модели двигателя оставляют за водомоторником.

Любая пара лодка – двигатель требует регулировки и настройки. Если настройкой автомобилей занимается производитель, то настройкой лодки в паре с мотором приходится заниматься их владельцу. Для регулировки работы мотора используют специальное устройство, которое называется тахометр.

Назначение тахометра

Тахометр является измерительным прибором, предназначенным для установления частоты вращения крутящихся деталей. Он измеряет частоту вращения роторов, валов, дисков и других узлов. В лодочном моторе меряет скорость вращения коленчатого вала. Измерение скорости проводится в оборотах в минуту.

С помощью тахометра можно выполнить следующие задачи:

  • определить максимальные обороты, которые может развивать мотор;
  • контролировать и регулировать обороты двигателя;
  • подбирать гребной винт в зависимости от оборотов двигателя.

Это повышает общий ресурс мотора. Кроме того, тахометры имеют дополнительную функцию: они учитывают общее время наработки, выраженное в моточасах.

Принцип работы

Частота вращения коленвала связана с числом импульсов, подаваемых на свечи зажигания для воспламенения топливной смеси в камере сгорания. Чтобы правидьно выбрать такой прибор как тахометр, рассмотрим основные нюансы его работы:

Как выбрать тахометр

Рынок аксессуаров и устройств для лодок и моторов разнообразен. Имеются модели известных брендов, недорогих малоизвестных фирм и низкокачественные подделки. Выбирая модель тахометра необходимо учитывать следующие факторы:

Установка и настройка

В зависимости от типа управления мотором тахометр может быть установлен на румпеле или приборной панели лодки. Длина проводов должна позволять установить тахометр в выбранном месте.

Если установка предполагается на панели, то в ней вырезается отверстие необходимого диаметра. Устанавливают тахометр на приборной панели или на самом моторе с помощью специальных элементов. Подключение тахометра к мотору зависит от наличия компонентов питания:

  • при отсутствии в тахометре батареи кабель подключают непосредственно к клеммам катушки;
  • при наличии в тахометре элементов питания, он подключается к жгуту свечных проводов.

Соединение должно осуществляться при неработающем двигателе. Провод прокладывают с учетом отсутствия касания с горячими или движущимися узлами и деталями мотора.

Настройка тахометра предполагает следующие действия:

  1. В универсальном тахометре необходимо установить переключатель в нужное положение, определяющее тип мотора (двухтактный или четырехтактный), количество контактов на катушке зажигания. Инструкция подробно описывает последовательность подключения проводов к контактам катушки.
  2. Тахометр для определенного типа или модели мотора должен сразу показывать количество оборотов, указанных в паспорте мотора. При наличии различий в показаниях тахометра с требуемыми по инструкции необходимо отрегулировать количество оборотов на холостом ходу.

Топ-5 популярных моделей

Производители лодочных моторов сами не выпускают тахометры под своим брендом. Это делают компании партнеры. При этом одна компания может выпускать тахометры для нескольких брендов.

Рассмотрим самые известные из них:

Применение тахометра оправдано всегда. При настройке двигателя и использовании винта с нужными параметрами управление и эксплуатация лодки с мотором будут дарить только положительные моменты.

Пожалуйста, внимательно прочитайте нижеследующую информацию перед использованием тахометра. Будьте внимательны при установке и использовании прибора - следуйте указаниям инструкции.

Важное предупреждение.
1. Пожалуйста, используйте прибор строго по назначению. Следуйте указаниям инструкции.
2. Пожалуйста, не пытайтесь самостоятельно разобрать прибор или его отдельные части.
3. Прибор влагозащищен. Он может быть использован при высокой влажности, под дождем, но не под водой.
4. Мощная вибрация или сильный удар могут привести к поломке прибора.
5. Неправильная установка отсека для батарейки на задней стенке прибора может привести к запотеванию передней панели прибора и попаданию влаги внутрь прибора.
6. Поскольку данный прибор имеет экран с подсветкой, его энергопотребление достаточно большое. Когда батарейка села, пожалуйста, извлеките ее из прибора как можно скорее. Данный прибор работает от батареи типа CR2032.

Инструкция по замене батареи
1. Откройте крышку батарейного отсека. Для того чтобы открыть крышку поверните крышку при помощи монеты в направлении OPEN.
2. Установите внутрь отсека для батареи батарею типа CR2032 гладкой стороной вверх.
3. Закройте батарейный отсек. Для этого поверните крышку батарейного отсека при помощи монеты в направлении CLOSE.
Внимание: после замены батареи предыдущие данные на приборе сохранятся.

Инструкция по использованию
Режим «ТОТ» - при выключенном двигателе на дисплее отображается накопительный счетчик моточасов, показывающий количество отработанных моточасов со времени установки прибора на двигатель. На дисплее отображается индикатор «TOT».


1. Выбор режима работы прибора
1. Нажмите кнопку MENU 6 раз для перехода из режима «TOT» в режим выбора режима работы прибора. Установка по умолчанию: 1P1R.
2. Удерживайте кнопку MENU пока значение параметров, заданных по умолчанию, не начнут мигать. Выберите необходимый для Вашего двигателя режим работы прибора. Для перехода между режимами установки нажимайте кнопку SET.
3. Варианты режимов установки (1P1r, 2P1r, 3P1r и т.д.)
1P1r = 1 искра на 1 оборот (двухтактный одноцилиндровый двигатель и двухтактный двухцилиндровый двигатель с двухканальной системой зажигания)
2P1r = 2 искры на 1 оборот (двухтактный двухцилиндровый двигатель с одноканальной системой зажигания)
3P1r = 3 искры на 1 оборот
8P1r = 8 искр на 1 оборот
4P1r = 4 искры на 1 оборот
6P1r = 6 искр на 1 оборот
3P2r = 3 искры на 2 оборота
5P2r = 5 искр на 2 оборота
1P2 r = 1 искра на 2 оборота (четырехтактный двигатель с классической системой зажигания, имеющей распределитель)
Замечание. Если прибор в выбранном Вами режиме 1P2 r отображает ошибочные показатели, попробуйте установить его в режим 1P1r.
4. Подождите в течение 30 секунд пока дисплей не вернется в режим «накопительный счетчик моточасов» («TOT»). Теперь тахометр готов к использованию.

2. Установка частоты обновления
1. Нажмите кнопку MENU 7 раз для перехода из режима «TOT» в режим установки частоты обновления. Установка по умолчанию: 0.5.
3. Варианты частоты обновления:
1.0 – обновление данных каждую секунду
0.5 – обновление данных каждые 0.5 секунд.

3. RPM - количество оборотов в минуту
Во время работы двигателя прибор автоматически переключается в режим работы тахометра и отображает текущее количество оборотов в минуту, производимых двигателем («RPM»). При остановке двигателя прибор автоматически переключается в режим отображения накопительного счетчика моточасов («TOT»).

4. MAX RPM - максимальные обороты двигателя
1. Нажмите кнопку MENU 5 раз для перехода из режима «TOT» в режим просмотра максимальных оборотов двигателя («MAX RPM»). Отображаются максимальные обороты двигателя в текущий момент.
2.Перезапустите двигатель и данные обновятся.
2. Удерживайте кнопку MENU пока значение параметров, заданных по умолчанию, не начнут мигать. Выберите необходимый Вам параметр. Для перехода между параметрами нажимайте кнопку SET.

5. RPM alert setting –установка критических показателей
1. Нажмите кнопку MENU 4 раза для перехода из режима «TOT» в режим установки критических показателей оборотов двигателя («RPM alert setting»). Установка по умолчанию: 8500.
2. Удерживайте кнопку MENU пока значение параметров, заданных по умолчанию, не начнут мигать. Выберите необходимые Вам параметры. Короткое нажатие кнопки SET – прибавить значение, Короткое нажатие кнопки MENU - убавить значение.
3.Когда текущее значение RPM превысит установленные показатели, значок RPM alert начнет мигать, одновременно отображая и текущие обороты двигателя. Режим мигания - 5 раз каждые 0.5 сек, остановка на 3 сек. повтор.

6. ТОТ - накопительный счетчик моточасов
Режим «ТОТ» - при выключенном двигателе на дисплее отображается накопительный счетчик моточасов, показывающий количество отработанных моточасов со времени установки прибора на двигатель. На дисплее отображается индикатор «TOT».

7. Подсветка
Нажмите MENU или SET один раз – подсветка включится. Через 2 секунды подсветка автоматически погаснет.

8. JOB – счетчик моточасов
1. Нажмите кнопку MENU 2 раза для перехода из режима «TOT» в режим «JOB» – счетчик моточасов.
2. Для сброса показателей в выбранном режиме нажмите и удерживайте кнопку «MENU». Показатели обнулятся.

9. SVC – счетчик обратнего отсчета, предназначен для контроля наработки заданного количества моточасов
1. Нажмите кнопку MENU 3 раза для перехода из режима «TOT» в режим SVC. На дисплее отобразится SVC и запустится обратный отсчет.
2. Удерживайте кнопку MENU для ввода показателей SVC пока экран не начнет мигать. Выберите необходимые Вам параметры. Короткое нажатие кнопки SET – прибавить значение, короткое нажатие кнопки MENU - убавить значение.
3. Установка по умолчанию: 20 часов. Диапазон для установки 0-200 часов. После установки дисплей автоматически перейдет в режим TOT. Это обозначает, что время SVC успешно установлено. Когда установленные Вами параметры будут достигнуты, экран начнет мигать.
4. Когда SVC мигает, нажмите SET или MENU чтобы выключить предупреждающий сигнал.
5. После выключения предупреждения SVC, счетчик автоматически запустится на то же самое время, которое уже было установлено ранее.
6. Если время SVC установлено на 0 часов – это обозначает, что функция SVC отключена.

10. Отображение заряда батарейки
1. Отображение напряжения батарейки на дисплее
На дисплее отображается полная батарейка (3 деления) – напряжение больше 3,5 V
На дисплее отображается 2 деления – напряжение 2.95 - 3,5 V
На дисплее отображается 1 делениеe – напряжение 2.85 – 2.95 V
На дисплее отображается пустая батарейка – напряжение меньше 2,85 V
2. Когда батарейка пуста, она замигает, сигнализируя о том, что ее необходимо заменить. При переустановке батарейки все данные сохраняются.

11. Прибор автоматически переходит в режим работы «ТОТ» при прекращении работы двигателя и отсутствии каких-либо операции в течение более чем 10 сек.

Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь...

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю...).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм .

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала .

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные, 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 - 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь -

На кой чёрт он нужен, этот тахометр? Есть лодка, куплю мотор и буду себе без проблем кататься. К чему мне ещё платить деньги за приборчик, который будет показывать какие то там циферки... Кому интересны обороты развиваемые двигателем? Я рыболов, а не какой то там сервисмен занимающийся ремонтом и отладкой подвесных лодочных моторов, и мне он вряд ли будет полезен...
Именно так, думает большинство начинающих водномоторников.
Они даже не предполагают иной раз, насколько полезной бывает информация, которую можно получить при помощи самого простейшего тахометра и как её можно использовать.

Об этом и поговорим.

Какой тахометр выбрать?

Пожалуй, самый первый вопрос в котором нужно определиться при покупке своего первого тахометра. Ну что же, давайте разберёмся...

Маленький ликбез по принципам работы тахометров для ПЛМ.

Любой электрический тахометр представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее. НО!
Принцип работы автомобильного тахометра отличается от принципов работы тахометра для ПЛМ.

Автомобильный тахометр считает импульсы в первичной цепи системы зажигания, размыкаемой механическим или электронным прерывателем.
А вот тахометр для подвесного лодочного мотора считывает электрические импульсы не от цепи низкого напряжения системы зажигания как у автомобиля, а либо:

  1. Непосредственно от катушек освещения магдино ("магнето + динамо"), играющего на большинстве ПЛМ роль генератора, так как не имеют собственного автономного питания.

    Для правильной настройки такого тахометра Вам потребуется узнать количество импульсов, создаваемых магдино. Оно определяется количеством полюсов магдино поделённых на два . На большинстве импортных ПЛМ полюсов может быть четыре, шесть, восемь или двенадцать. Встречаются и исключения. Например, на части моторов "Evinrude" и "Johnson" применяются 10-полюсные генераторы.

  2. Либо непосредственно с одного из свечных проводов, прямо через его изоляцию.

    В этом случае для них важно лишь одно - двухтактный мотор или четырехтактный. Число цилиндров при этом никакой роли не играет!
    Ведь в первом случае (два такта) свеча срабатывает 1 раз при каждом обороте коленвала, а во втором (четыре такта) - через раз.
    В случае с многоцилиндровым двигателем, достаточно будет подключить такой тахометр к высоковольтному проводу, идущему к ЛЮБОЙ свече зажигания ЛЮБОГО цилиндра.

    Такие тахометры как правило питаются от собственной встроенной батарейки, которой вполне хватает на несколько лет непрерывной работы тахометра.

Есть тахометры, заранее настроенные только на моторы определенной марки. Так, например, комбинированные тахометры "Suzuki", предназначенные для четырехтактников, не имеют селектора переключения режимов, поскольку все движки серии "DF" оборудованы только 12-полюсными генераторами.
Или модели тахометров предназначенные только для двух, либо для четырёхтактных моторов (например модели тахометров "Quicksilver"). Обращайте внимание на этот факт при покупке.

Впрочем, не забивайте себе голову такими сугубо техническими подробностями. Для определения количества полюсов магдино того или иного мотора, можно попросту свериться с соответствующей , в которой приведены марки и модели некоторых моторов или обратиться к инструкции по установке которую всегда можно найти в интернете.
А в конструкции универсальных тахометров, предназначенных для работы как с двухтактными, так и с четырёхтактными моторами, имеется либо селектор режимов работы, расположенный на задней части тахометра, либо специальное меню настроек (у цифровых тахометров).

И даже не зная технических тонкостей, Вы всегда сможете подобрать соответствующий режим "методом тыка"...
Важно при этом помнить, лишь одно - настройку режимов тахометра нужно производить при заглушенном двигателе!

Проверить правильность подобранных "методом тыка" настроек, можно по показаниям тахометра на холостых и максимальных оборотах. Они должны соответствовать паспортным, указанным в инструкции к мотору.
Так что не бойтесь пробовать.

Функционал заложенный в тахометре.
Тахометры встречаются в самом различном исполнении. Есть простые тахометры - показывающие лишь обороты двигателя, а есть такие, которые ещё и моточасы считают (время которое отработал двигатель с момента начала его эксплуатации). Есть ещё и такие, в которых заложены и иные функции. Например - показания датчика температуры, давления масла (при наличии дополнительных датчиков) и бог весть ещё чего.

На мощных подвесных лодочных моторах, такие функции как контроль температуры и давления масла, часто реализованы при помощи дополнительной световой и звуковой сигнализации получающей сигналы от встроенных датчиков, предусмотренных в конструкции самого мотора. Так что эти функции заявленные в дорогих моделях тахометров, для этих моделей, вовсе никчему... Достаточно будет прибора лишь с функцией простого тахометра.

Наличие таких показаний тахометра для маломощных ПЛМ, желательна... Но реализация этих возможностей (для тахометров поддерживающих эти функции), требует установки дополнительных датчиков, что часто сопряжено как с техническими, так и конструктивными трудностями.
Для обычного ПЛМ вполне достаточно будет показаний оборотов двигателя и счётчика моточасов. Поэтому при покупке выбирайте модели именно с такими функциями.

Первый и самый главный аргумент выбора большинства пользователей в пользу Китаепрома - дешевизна. Ну тут, как говорится - кто бы спорил... ФирмА - по любому тут проигрывает...
Второй критерий выбора - возможность смены батарейки. Желательная скажем так фишка... но сомнительная... Ибо если есть возможность вскрыть и заменить, значит есть и реальная возможность всё это дело замочить водою со всеми вытекающими далее проблемами.
Третий, на который практически НИКТО в самом начале не обращает внимания - чёткость дисплея отображающего информацию. Реалии чаще таковы, что фирменные тахометры, имеют более чёткое изображение. От того видимо и цена у них гораздо выше как не крути... К сожалению, об этом вспоминаешь, когда выходишь на воду да ещё и в солнечную погоду... Китаепром в этом плане - чаще "отдыхает"...
Четвёртый критерий - тактность двигателя для которого подходит данный тахометр. Обращайте на этот показатель внимание во избежании недоразумений, ибо есть модели, предназначенные для использования только с двухтактными или четырёхтактными моторами (о чём упоминалось выше).
Пятый - простота установки настроек и монтажа.
Шестой (пусть и не такой важный) - компактность самого прибора.
Седьмой (мало кому известный но не менее важный) - частота/скорость обновления информации на дисплее. Влияет на точность ТЕКУЩИХ показаний прибора.

Зачем нужен тахометр на подвесном лодочном моторе?

Вполне естественный вопрос, если Вы не понимаете, как можно использовать данные полученные с помощью тахометра. Рассмотрим типичные ситуации, с которыми Вам придётся столкнуться в процессе эксплуатации подвесного лодочного мотора, в которых без тахометра, Вам никак не обойтись.

Ситуация номер один.
Вы начали обкатку нового мотора. Любой, даже неопытный водномоторник, понимает, что "насиловать" новый движок в режиме обкатки, чревато последствиями. Гонять двигатель на максимальных оборотах в самом начале процесса обкатки, не придёт на ум ни одному здравомыслящему мужику, и даже школьнику. Все прекрасно понимают, что нужно соблюдать определённый режим обкатки двигателя, контролируя при этом продолжительность обкатки как на разных режимах движения, так и общую . Но как этим режимам придерживаться, не имея чёткого представления на каких оборотах работает Ваш двигатель и сколько потрачено времени на каждом конкретном режиме?

Вот тут Вас и выручит тахометр у которого имеется такая дополнительная функция, как счётчик моточасов.

Ситуация номер два.
В технической документации любого подвесного лодочного мотора, производителем обязательно указан интервал самых оптимальных оборотов, при которых двигатель способен развивать максимальную мощность при наилучшей его экономичности .
Ловить "на слух" этот интервал (как предлагают многие скептики), конечно же можно, но только в том случае, если Вы обладаете музыкальным слухом, а так же знаете наверняка, какому звуку работающего двигателя соответствуют те или иные обороты. А это как Вы понимаете, невозможно установить не имея начальных наглядных показателей, на которые можно было бы ориентироваться. Их можно увидеть только при помощи тахометра...

ИМХО. Крутить головою во время движения всё время сверяясь с показаниями тахометра - то же не есть гут. Но всё же, куда проще бегло взглянуть на тахометр, для того чтобы убедиться в том что Вы движетесь в оптимальном режиме, нежели всё время прислушиваться к его работе.

Ситуация номер три.
На практике, оптимальный режим работы двигателя наблюдается в глиссирующем режиме движения лодки. Причём, нижняя граница оборотов двигателя, должна соответствовать минимальному значению оптимальных оборотов (в этот момент лодка начинает срываться в водоизмещающий режим движения). На способность лодки двигаться в глиссирующем режиме, помимо иных факторов, немаловажное значение имеет правильный подбор гребного винта, способного вывести лодку в этот режим. Только с помощью показателей тахометра, можно грамотно подобрать гребной винт для конкретного комплекта , с конкретной снаряжённой массой, под мотором определённой мощности.

Простой конкретный пример. Если мощность мотора избыточна для лодки с загрузкой скажем 250 кг., то мы получим так называемый "перекрут" - максимально допустимые обороты двигателя (вплоть до срабатывания отсечки), не лучшим образом влияющие на моторесурс двигателя и экономичность его работы, при постоянном использовании мотора "в полную тапку".
И наоборот... Перегруз лодки (в нашем случае - снаряженный вес лодки будет более 250 кг.) приведёт к так называемому "недокрруту", режим при котором мощности мотора явно не хватает для вывода снаряженной массы в режим глиссирования.
Как при наличии избыточной мощности, так и при её недостатке, разобраться в ситуации самостоятельно и подобрать грамотно винт, поможет лишь наличие показаний тахометра.

Ситуация номер четыре.
Вы собрались в дальний поход. Даже при наличии у Вас GPS для измерения скорости и одометра для замера пройденного расстояния, без тахометра по которому в результате пробных заездов Вы можете определить средние обороты на различных режимах движения, рассчитать нужное количество топлива, будет весьма проблематично...

Резюме.

ИМХО. В общем, как тут не крути, а наличие на борту тахометра, не то что оправдано, но оно просто необходимо !
На какой марке и фирме остановить свой выбор, решать конечно же Вам.

В итоге, лично я остановил свой выбор на ФИРМЕННОМ тахометре/счётчике моточасов - Tachometer&Hour Meter TTO от фирмы Trail Tech. Приобрести его можно в различных интернет магазинах, а так же, на сайте производителя .


Компактный, надёжный (сбоев в работе судя по многочисленным отчётам на форумах не наблюдается), с чётким дисплеем, подходит как для двухтактных так и для четырёхтактных двигателей. При работающем моторе показывает обороты двигателя, после его остановки, показывает отработанные двигателем моточасы. Батарейка рассчитана на 5 лет непрерывной работы, влагозащищенное исполнение, простота монтажа и минимум интуитивно понятных настроек. Что ещё нужно?

Желаю и Вам удачного выбора!

Публикации по теме