Характеристика и подключение генератора на камаз. Электрическая схема и работа генератора Г273 автомобиля КамАЗ Генератор 6582.3701 02 схема подключения на камазе
На двигателе установлен генератор переменного тока Г-272 , представляющий собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с прямоточной вентиляцией и со встроенным выпрямительным блоком.
Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода на корпус. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения.
На генераторе имеются следующие выводы:
«+» - для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
Ш (в виде двухконтактной штеккерной колодки) - для соединения с выводом Ш регулятора напряжения и клеммой ВК выключателя приборов и стартера;
«-» - для подключения к корпусу регулятора напряжения и «массе» автомобиля.
Устройство генератора показано на рис. 134, а принципиальная схема соединения генератора и регулятора напряжения - на рис. 135.
Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей лапой - к натяжной планке. Натяжение ремней производится перемещением генератора при помощи натяжной планки.
Рис. 134. 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - передняя крышка; 4 - статор; 5 - вал ротора; 6 - полюсы; 7 - контактные кольца; 8 - задняя крышка с выпрямительным блоком; 9 - щеточный узел
Регулятор напряжения
Регулятор напряжения РР 356 служит для автоматического поддержания напряжения генератора, необходимого для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.
Регулятор напряжения бесконтактный, на полупроводниковых приборах. Во время эксплуатации регулятор не требует каких-либо регулировок, и вскрывать его не следует.
Аккумуляторная батарея
На автомобиле установлены две аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР напряжением 12 В каждая, емкостью по 190 А-ч (при 20-часовом режиме разряда), соединенные между собой последовательно и подключенные в схему электрооборудования параллельно генератору. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей присоединен к корпусу автомобиля через дистанционный выключатель.
Рис. 135. 1 - аккумуляторные батареи; 2 - дистанционный выключатель аккумуляторных батарей; 3 - кнопкадистанционного выключателя; 4 - выключатель устройства «Термостарт», 5 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 6 - генератор; 7 - регулятор напряжения; 8 - предохранитель, 9 - выключатель приборов и стартера; 10 - контактор; 11 - амперметр
Выключатель аккумуляторных батарей
На автомобиле использован выключатель аккумуляторных батарей типа ВК 860 . Он служит для отсоединения аккумуляторных батарей от электрической системы автомобиля при длительных стоянках и для защиты батарей от коротких замыканий.
Выключатель смонтирован на переднем кронштейне крепления аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи включаются и выключаются дистанционно из кабины водителя кнопочным выключателем путем кратковременного нажатия кнопки. В аварийных ситуациях возможно непосредственное отключение электромагнита дистанционного выключателя вручную - нажатием штока выключателя через резиновый колпак.
В схеме электрооборудования предусмотрена блокировка выключения аккумуляторных батарей при работающем генераторе для предотвращения перенапряжений в системе. Для этого обмотки выключателя 2 (рис. 135) включаются размыкающими контактами контактора 10, вследствие чего выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение.
Генератор служит источником электроэнергии на автомобиле при работающем двигателе. Основными частями генератора являются статор и ротор
На зубцах статора с внутренней стороны его установлено 18 катушек, изготовленных из медного изолированного провода и соединенных последовательно по шесть штук в три группы.
Группы соединены по схеме «звезда», три вывода от которой идут к выпрямительному блоку.
Ротор представляет собой стальной вал, на рифленую поверхность которого напрессованы два шестиконечных стальных магнитопровода.
Между ними на стальной втулке установлена обмотка возбуждения из медного изолированного провода.
На валу ротора имеются два медных контактных кольца, изолированных от вала и между собой. К ним припаяны концы обмотки возбуждения.
К контактным кольцам прижимаются пружинами медно-графитовые щетки.
При включении массы аккумуляторных батарей и выключателя приборов и стартера в положение «1» или «2» ток от аккумуляторной батареи проходит через щетки и контактные кольца в обмотку возбуждения.
Вокруг винтов обмотки возбуждения образуется магнитный поток, направляемый магнитопроводами ротора. При вращении ротора вместе с ним вращается и магнитный поток, который пересекает обмотки катушек статора.
В них образуется переменный ток (если цепь замкнута), идущий в выпрямительный блок. В этом блоке он преобразуется в постоянный ток, который идет ко всем потребителям.
Щеткодержатель генераторной установки Г 273В имеет встроенный малогабаритный регулятор напряжения Я120М, представляющий собой схему в интегральном исполнении. Она служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором.
На регуляторе имеется четыре вывода. Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами Ш, Д, В и Р, легли на токопроводящие шины. Токопроводящая клемма «В» регулятора напряжения выведена наружу и к ней присоединяется провод, питающий цепь регулирования напряжения генератора.
В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление, служащее для обеспечения надежного возбуждения генератора на частоте вращения холостого хода двигателя.
На корпусе щеткодержателя помещен винт 10 регулятора посезонного регулирования напряжения. Винт имеет два положения: «Л» - лето, «3» - зима. При установке винта в положение «3» напряжение, поддерживаемое регулятором, на 1,5... 3,0 В выше, чем при летнем регулировании, что необходимо для улучшения зарядки аккумуляторных батарей при увеличении их внутреннего сопротивления в зимних условиях.
Генератор переменного тока Г 288 с электромагнитным возбуждением тоже представляет собой трехфазную двадцатиполюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем.
На генераторе имеются следующие выводы: «+» -для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки, «-» - для подключения к массе автомобиля, «Ш» - для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Ш» регулятора напряжения.
Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.
На регуляторе напряжения установлен переключатель посезонной регулировки (см. рис. 2). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27... 28 V, в положении 3 (зима) - 28,8... 30,2 V.
Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей - к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.
На генераторе имеются следующие выводы:
"+" - для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
"-" - для подключения к массе автомобиля;
В - для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
Штекер на корпусе для вывода фазы.
Аккумуляторы
Аккумуляторные батареи свинцово-кислотные напряжением 12 В и емкостью по 190 А- ч.
Две батареи соединены между собой последовательно и обеспечивают напряжение 24 В. Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов, соединенных между собой межэлементными соединениями с медными вставками для уменьшения внутреннего сопротивления.
Марка аккумуляторных батарей дд* автомобилей КамАЗ - 6СТ-190Т (6СТ-190А). Такие батареи изготовляют несколько заводов. Товарный знак завода-изготовителя наносится на межэлементном соединении между третьим и четвертых аккумуляторами.
Электрическая схема и работа генератора Г272 автомобиля КамАЗ
Первые модели автомобилей КамАЗ оснащались генератором Г272. Этот генератор напряжением 28 В имел в обмотках статора в два раза больше витков более тонкого провода, чем Г250. Обмотка возбуждения наматывалась тоже более тонким проводом и рассчитывалась на напряжение 28 В.
В электрической схеме отсутствовали дополнительные элементы контроля заряда (рис. 6), а работа генератора контролировалась с помощью амперметра.
В щеточном узле генератора обе щетки выполнялись изолированными от массы и имели надписи Ш1 и Ш2.
Для регулирования напряжения применялся регулятор модели РР356, изготовленный на базе кремниевых транзисторов. Один вывод обмотки возбуждения подключался в бортовую сеть, а второй к регулятору напряжения.
Рис. 6. Электрическая схема подключения генератора Г272 на автомобиле КамАЗ: СТ - обмотки статора; ОВ - обмотка возбуждения; РН - регулятор напряжения РР356; Д1…Д6 - диоды; ВЗ - выключатель в замке зажигания
Электрическая схема и работа генератора Г273 автомобиля КамАЗ
В настоящее время для автомобилей КамАЗ применяются более совершенные генераторы Г273.
Для унификации генератора Г273 с наиболее распространенным генератором Г250 этот генератор изготовлен на базе его деталей.
Чтобы получить напряжение 28 В вместо 14 В перемотаны обмотки статора. На задней крышке генератора установлен резистор подпитки и интегральный регулятор напряжения Я120М.
Для согласования числа оборотов двигателя и ротора генератора заменен шкив. Остальные детали остались без изменений.
За счет унификации сократилось количество запасных частей и упростилась технология производства.
Электрическая схема генератора показана на рис. 7.
Так как обмотка возбуждения осталась без изменений и рассчитана на питание 14 В, то она подключена к нулевой точке фаз. При работе генератора в этой точке напряжение равно 14 В.
Для самовозбуждения генератора на обмотку возбуждения подается ток 0,3 А через дополнительный проволочный керамический резистор подпитки. Этот ток обеспечивает создание начального магнитного поля в полюсных половинах ротора. При пуске двигателя генератор вступает в работу и напряжение в нулевой точке постепенно достигает 14 В.
Рис. 7. Электрическая схема подключения генератора Г273 на автомобиле КамАЗ: СТ - обмотки статора; ОВ - обмотка возбуждения; РН - регулятор напряжения Я120М; Д1…Д6 - диоды; ВЗ - выключатель в замке зажигания; RП - резистор подпитки
Если убрать резистор подпитки, то при пуске двигателя генератор не сможет возбудиться и его ротор будет вращаться вхолостую.
Контакты в замке зажигания коммутируют небольшой ток управления интегрального регулятора.
Устройство и работа генератора
Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля. На двигателях КамАЗ 740 устанавливается генератор Г288, работающий с регулятором напряжения 11.3702, или генераторная установка Г273-А.
Генератор переменного тока Г288 (рис. 3.2) с электромагнитным возбуждением представляет собой трехфазную двенадцати-полюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем на шести кремниевых диодах. Номинальная мощность генератора 1000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток не менее 47А. На генераторе имеются следующие выводы: «+»- для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки, «-»- для подключения к «массе» автомобиля, «Ш» - для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Я/» регулятора напряжения.
Генераторная установка переменного тока Г273-А состоит из генератора, встроенных в него выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я- 120М. Ее номинальное напряжение 24- В, номинальная мощность 800 Вт. Вывод «+» служит для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки, а вывод «В» - для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера.
На регуляторе напряжения установлен переключатель сезонной регулировки, которую проводят следующим образом: если наружная температура держится устойчиво на 0 °С и выше, винт повертывают в крайнее левое положение, если же наружная температура установилась на 0 °С и ниже, винт повертывают в крайнее правое положение.
Рис. 3.3. Генераторная установка:
1 - шкив; 2 - гентилятор; 3, 8 - крышки; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - выпрямительный блок; 9 - контактное кольцо; 10- крышка подшипника; 11 - подпиточ-ное сопротивление; 12 - регулятор напряжения; 13 - щеточный узел
Рис. 3.4. Схема соединения источников тока:
О, I, И, III
- положение ключа выключателя приборов и стартера; IV- к выключателю электрофакельного устройства; V- к выключателю приборов и стартера; VI - к втягивающему реле стартера; VII
- к электродвигателям отопителя; VIII
- к фонарям заднего хода; IX - к терморело электрофакельного устройства; 1 - генератор Г272; 2 - контактор; 8- кнопочный выключатель «массы»; 4- выключатель «массы» ВК.860; 5 - аккумуляторные батареи; 6- реле стартера РС530; 7 - амперметр; 8 - выключатель приборов и стартера ВК353; 9 - блок предохранителей; 10- реле-регулятор РР356; 11-реле отключения обмотки возбуждения генератора; Ч - черный; Б- белый; 3 -зеленый; Ж - желтый; К - красный; Ф - фиолетовый; Кор коричневый; О - оранжевый
Генератор состоит из статора, ротора, крышек, блока выпрямителей, щеточного узла. Обмотка возбуждения размещена на валу, который вращается на двух шарикоподшипниках. На одном конце вала закреплены вентилятор и двухручьевой шкив, на другом - контактные кольца, соединенные с обмоткой возбуждения, по которым скользят щетки. В крышке размещен блок выпрямителей и щеткодержатель.