Авто сабвуфер. Типы корпусов для сабвуфера

Низкочастотная составляющая, а именно бас, является одним из самых важных элементов для создания корректного звукового пространства при просмотре фильма или прослушивании музыки. Нижний частотный регистр представлен большим рядом музыкальных инструментов. Почти все эффектные сцены в кинофильмах создаются с использованием низких частот. Для того, чтобы правильно воспроизводить низкие частоты, существует специальная акустическая система – сабвуфер .

Акустические системы, способные охватить весь диапазон звуков, который воспринимает человеческое ухо, чаще всего представлены напольными АС большого формата. Тем не менее, даже они иногда не могут в полной мере правильно воспроизвести звуковую дорожку. В качестве причины можно назвать и характер самой записи, и особенности помещения, в котором воспроизводится данная запись. И тогда на помощь приходит сабвуфер - специализированная акустическая разработка, чей диапазон воспроизведения, в основном, ограничивается 140 Гц в верхнем пределе и может снижаться до 10 Гц в нижнем в зависимости от назначения и конструкции. К числу основных особенностей сабвуфера следует отнести то, что это активная акустическая конструкция . Иными словами, это колонка с собственным, обычно встроенным, специализированным усилителем мощности. Существуют и пассивные системы , но они являются отдельным классом аппаратуры, который редко находит применение в типичных домашних условиях. Следовательно, термин «сабвуфер» для нас – это активная низкочастотная акустическая система.

Приме нение в стерео

Традиционное использование сабвуфера - в составе домашнего кинотеатра. Здесь он несет ответственность исключительно за звуковые эффекты. Кроме этого, имеется достаточно успешная практика применения сабвуфера в стерео. Это схема под названием «трифоник» с обозначением 2.1. Она обладает определёнными преимуществами перед использованием полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом. Преимущество № 1 можно считать вполне логичным. Сабвуфер чаще всего включают наряду с полочной акустикой, которой необходимо намного меньше пространства. А поскольку она одинаково эффектно звучит как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер, привнося необходимый бас, очень органично дополняет собой общую звуковую картину. Преимущество № 2 напрямую связано с первым, хотя и не так очевидно на первый взгляд. Дело в том, что полочная акустическая система излучает в основном высокие и средние частоты, имеет более высокую степень локализации по сравнению с напольниками. Именно поэтому слушатель может получить намного более объёмную звуковую панораму, а благодаря сабвуферу - еще и более управляемый, четкий и глубокий бас.

Конструктивные особенности

Для низких частот характерна крайне малая направленность звучания, поэтому, располагая системой с несколькими СЧ/ВЧ колонками, легко можно обойтись одним сабвуфером. Кроме большого динамика, в корпусе расположены усилитель и блок обработки сигнала: регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы. Наиболее логичной и понятной регулировкой для неподготовленного человека является громкость, она позволяет выставить комфортный уровень баса в комнате. Чтобы отрегулировать частоту среза, необходимо знать частотные характеристики своей акустической системы, и, кроме этого, выставленные настройки в усилителе или ресивере, если они предусмотрены конструкцией. Этот параметр дает возможность создать равномерный переход от нижней границы звучания основных АС к сабвуферу. В итоге мы не слышим «удвоения» или, наоборот, провала частот в диапазонах так называемых «верхнего баса» или «нижней середины». Также необходима и регулировка фазового сдвига, она помогает избежать временных разногласий между сабвуфером и основной АС.

Установка сабвуфера

Как было сказано выше, низкие частоты не обладают четкой направленностью, что практически развязывает руки при размещении сабвуфера. Его можно поставить почти в любом подходящем месте в помещении. Но, тем не менее, следует придерживаться некоторых правил. Правило №1 - сабвуфер должен располагаться на ровной прочной поверхности. Вы должны помнить, что он подвержен серьезным вибрациям, а они, в свою очередь, могут оказать отрицательное влияние на звук и повредить сам сабвуфер. Следовательно, пол должен быть твердым и ровным. Слабый пол необходимо укрепить, достаточно положить на него жесткую подложку, например, лист толстой фанеры. Уровень установки можно отрегулировать с помощью штатных или купленных дополнительно шипов.

Правило №2 - непосредственное место размещения должно быть удалено на некоторое расстояние от стен и мебели. Не рекомендуется ставить низкочастотник в угол. Наиболее пристальное внимание следует обратить на фазоинвертор (при наличии), его «труба» не должна находиться ближе 20 сантиметров к любой поверхности. Воздержитесь от размещения сабвуфера рядом со шкафом, посудной витриной, стеклянной конструкцией, т.к. все они являются превосходными источниками резонансов. Они тут же привнесут в бас собственное звучание, которое вы сразу услышите и вряд ли оно вам понравится в моменты наслаждения прослушиванием любимых записей. Именно по этой же причине не советуем класть любые предметы на корпус. Хотя трудно избежать соблазна использовать этот деревянный куб в качестве дополнительного столика, но заверяем вас, что, положенный на него пульт ДУ, не будет способствовать улучшению звуковой картины.

Правило №3 - возможность удобно проложить сигнальный кабель и доступность розетки. Усилитель сабвуфера требует электрической энергии, но тянуть к нему простой удлинитель, снижая при этом качество подводимой энергии, не стоит. Помимо заметного снижения эргономики, это еще и выглядит не эстетично, ведь никому не нравится регулярно любоваться проводами или спотыкаться о них. Поэтому лучше разместить сабвуфер рядом с отдельной розеткой или подвести стационарное электричество к нужной точке в комнате.

Выбор сабвуфера

А теперь самое интересное – выбор сабвуфера. Нужен ли сабвуфер вообще - вопрос весьма нелегкий, потому что не имеет однозначного ответа. Наш слуховой аппарат, уши, можно считать индивидуальным музыкальным инструментом, который у каждого человека настроен по-своему. Однако с уверенностью можно считать, что для домашнего кинотеатра сабвуфер просто необходим, потому что самые дорогие акустические конструкции могут не сладить с таким низкочастотным звуковым напором, который почти всегда имеется в отдельно записываемой соответствующей звуковой дорожке. Ну и, как мы уже ранее выяснили, сабвуфер рекомендован для использования с полочными колонками для создания наиболее объёмного звукового пространства при просмотре фильмов на проекторе , например.

Кроме существующих общих правил и стандартов по звуковому оформлению и частотному балансу, необходимо учитывать и индивидуальные предпочтения. Есть же большие любители плотного глубокого баса, им порой недостаточно и крупных напольных колонок. Тут главное не переборщить и руководствоваться здравым смыслом.

В первую очередь обратите внимание на нижнюю частотную границу сабвуфера. Вся суть проблемы в том, что в условиях обычной городской квартиры мы не располагаем достаточным объёмом помещения для того, чтобы получить бас ниже 40 Гц. Поэтому, обустраивая домашний кинотеатр в стандартной «панельке», не гонитесь за рекордными параметрами. Иначе вместо отличного баса вы можете получить ужасный, все заполоняющий гул. В этом случае будут недовольны не только хозяева системы, но и все соседи.

Что такое сабвуфер? По сути дела, пассивный сабвуфер - это колонка, которая подсоединяется к компьютеру или акустической системе. Он способен воспроизводить низкочастотные звуки (от пяти до двухсот Гц). Есть сабвуферы пассивные и активные. Это влияет на их способность передавать звук.

Для хорошего звучания аудиосистемы достаточно одной большой колонки, которую для удобства можно разместить под столом. Выбирая наиболее подходящее место для размещения сабвуфера, можно сделать попытку гашения стоячих низкочастотных волн, которые появляются в замкнутом небольшом помещении. Чаще всего пассивный сабвуфер используют в домашних кинотеатров для просмотра кинофильмов со спецэффектами и прослушивания музыки. Он хорошо передает

Бывает, что сабвуферные системы плохо стыкуются с подключенной к ним аппаратурой из-за несоответствия их фазо- и амплитудно-частотных характеристик. Чтобы преодолеть подобные дефекты звучания, некоторые сабвуферы имеют возможность подстраивания фазы и верхней частоты.

Виды сабвуферов

Существует два вида сабвуферов: активные и пассивные. Возникают вопросы о том, чем отличается от пассивного, какие они выполняют функции в акустических системах?

У активного сабвуфера есть встроенный в него Благодаря чему он способен снимать с усилителя низкочастотную нагрузку. Кроме того, активный сабвуфер обладает активным кроссовером, позволяющим фильтровать высокие частоты, помогает согласовывать работу сабвуфера с акустической широкополосной системой. Довольно часто он располагает дополнительными возможностями настройки в соответствии с условиями применения. Он имеет регулятор тембра и громкости.

В отличие от активного пассивный сабвуфер не имеет усилителя. Он подчинен устройству, к которому подключен: к компьютеру, акустической системе. Поэтому его соединяют в качестве дополнения с основными стереоколонками. Он может подключаться и к отдельному усилителю мощности. Главным недостатком пассивного сабвуфера является то, что он создает дополнительную нагрузку на стереоканалы, из-за чего снижается громкость и динамика звучания аудиосистемы. Но, чем выше чувствительность сабвуфера, тем меньше он нагружает усилитель.

Особенности конструкции, которую имеет пассивный сабвуфер, заставляют его быть требовательным к размещению в комнате. Его следует передвигать, пока не будет найдено хорошее басовое звучание. которым располагает сабвуфер, можно разделить на три вида: глубокий (от двадцати до сорока Гц), средний (от сорока до восьмидесяти Гц), и высокий (от восьмидесяти до ста шестидесяти Гц) бас. Звучание, которое передает сабвуфер, зависит от площади диффузора. От этого зависит мощность и органичность баса.

Конструкции сабвуферов

По устройству пассивные сабвуферы различают: рупорные, фазоинверторные и полосовые. У них есть свои достоинства и недостатки. рупорного сабвуфера находится на стенке герметичного ящика. Закрытые виды сабвуферов могут иметь большие, громоздкие размеры, при том, что имеют возможность воспроизводить сочный, глубокий бас.

Фазоинверторные имеют динамик, который располагается в корпусе. Чаще всего с одной его стороны есть отверстие. Сабвуферы таких моделей передают бас более низкого тона, чем закрытые динамики, потому что увеличивается ход диффузора. Они более подходят для больших помещений, так как отличаются высокой громкостью.

Следующий вид, который может иметь пассивный сабвуфер - полосовой. Он является полосовым фильтром, совмещающим в себе свойства двух описанных выше типов. Проявляется это в том, что сабвуфер состоит из двух частей: закрытый ящик и фазоинвертор. Поэтому происходит повышение давления звука, но диапазон частот становится меньше.

Для использования в домашних условиях более подходят сабвуферы закрытого типа или фазоинверторные. Выбирая их, стоит обратить внимание на следующее. Усилитель сабвуфера должен превосходить в полтора раза мощность, которой обладает акустическая система. Соблюдение этого условия обеспечит качество звучания.

Автомобильный сабвуфер предназначен для воспроизведения низших частот. Чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) требуются большие и мощные колонки.

Применение сабвуфера позволит разгрузить акустическую систему по низким частотам. Поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить можно в любом месте автомобиля. Качество звука при этом повысится, поскольку не придется перегружать колонки басами, а значит уменьшится количество искажений.

Существует три типа оформления: закрытый ящик, фазоинвертор и бандпасс.

Тип корпуса сабвуфера - закрытый ящик (ЗЯ)

Это наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. Поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико - оно все же оказывает влияние на характеристики акустической системы.

Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом (вата или синтепон), который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем, чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "акустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте конструкции закрытого ящика, он обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета. Здесь есть всего один параметр - объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров сабвуферной головки и объема корпуса - закрытый ящик не имеет равных в области характеристик, определяющих субъективное восприятие басовых частот.

Если все так хорошо, зачем нужны остальные типы акустического оформления? Подвох один - КПД. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. Чем меньше сделать объем ящика, тем меньше будет его эффективность.

Тип корпуса сабвуфера - фазоинвертор (ФИ)

В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним достоинством - наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора и вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. В рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны.

Фазоинвертор капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель часто делают так, чтобы можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Тип корпуса сабвуфера - полосовой громкоговоритель (bandpass)

Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симметричная нагрузка".

Из традиционных конструкций, бандпасс - чемпион по эффективности. Эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.

Бандпасс - капризен в расчете и трудоемок в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего - высочайшим к.п.д. Во-вторых - весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт.

Какой тип корпуса выбрать для сабвуфера

Если любите слушать качественную музыку - выбирайте сабвуфер с закрытом типом ящика. Если нужно много баса, чтобы дрожало стекло автомобиля - выбор в пользу сабвуфера с корпусом фазоинвертора. Этот вариант даст наибольшую мощность. Вариант с корпусом "бандпасс" - лучше оставить профессионалам авто звука.

Сабвуфер (subwoofer) представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона (обычно 20-120Гц).

Для того, чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) обычно требуются довольно большие и мощные колонки. К тому же колонки с хорошими "низами" будут стоить довольно дорого. Применение сабвуфера позволит вам разгрузить АС по низким частотам. А поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить вы его можете практически в любом удобном месте комнаты. Качество звука при этом несколько повысится, поскольку вам не придется перегружать колонки басами большой мощности, и следовательно уменьшится количество искажений. К тому же АС получатся намного меньше в размерах, поскольку высокочастотному динамику (т.н. "пищалке") обьeма вообще не требуется, а среднечастотнику его нужно совсем мало.

Сабвуфер можно использовать и с уже имеющимися у вас колонками, которые, наверняка, не дают вам насладится мощным бассом. Думаю вам уже захотелась его сделать. Тогда, для начала, немного теории.... Чтобы добиться качественного звука любой самодельной АС нужно для начала знать немного теории. И сделать некоторый выбор. Я имею в виду тип ящика и головки.

Ниже мы рассмотрим три основных типа ящиков, наиболее часто используемых как в сабвуферах так и в оформлении низкочастотной головки многополосных аккустических систем. Более сложные конструкции трудны в изготовлении и настройке. К тому же они очень критичны к точности расчетов и иногда слишком громоздки для дома.

О ящиках

Здесь мы рассмотрим три основных типа ящиков, используемых в сабвуферах (как впрочем и в других АС). Но для начала немного о предназначении и функции какого бы то ни было ящика. Аккустическая головка излучает звук не только "вперед" но и назад, при этом фронтальная и тыловая звуковые волны противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин "аккустическое замыкание" при котором волны с обеих сторон диффузора складываются и(если они противоположны по фазе) гасят друг друга. В этом случае в идеале вы вообще ничего не услышите, на практике же звук будет, но очень далеким от оригинала. Ящик аккустической системы, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуку требуемые характеристики по мощности и частоте.

Существет три типа акустического оформления: А именно - это Закрытый ящик, Фазоинвертор и Бандпасс...Останвимся на них немного подробнее.

Закрытый ящик (ЗЯ) - sealed box

Это наиболее простой в изготовлении тип аккустического оформления АС. Колебания в таком ящике находятся в закрытом обьеме и в конечном итоге гасятся. Но поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико оно все же оказвает влияние на характеристики аккустической системы. (теплея воздух расширяется и повышает жесткость системы). Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом, который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "аккустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте этой конструкции она обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета характеристик. Здесь есть всего один параметр -обьем. Во-вторых, во всем диапазоне частот колебания диффузора сдерживаются упругой реакцией воздушного обьема. Это существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. Не знаю, насколько утешительно это звучит, но у заядлых любителей баса динамики в закрытых ящиках, бывает, горят, но практически никогда не "выплевываются". В-третьих, при грамотном выборе параметров головки и объема для нее закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.

Естественный вопрос теперь - так в чем же подвох? Если все так хорошо, зачем нужны все остальные типы акустического оформления? Подвох один-единственный. К.П.П. У закрытого ящика он -наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении отго же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность. Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко.

Фазоинвертор (ФИ) - vented box

Cледующий по распространенности тип акустического оформления. ФИ более гуманен по отношению к излучению тыловой стороны диффузора. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством - вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. Это может на первый взгляд показаться парадоксом - как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее это - факт жизни. В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны. Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее "прозрачным" для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой.

Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфранизких частот. Отрезая часть спектра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25 - 30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника.

Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Полосовой громкоговоритель -bandpass.

Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) - полосовой громкоговоритель. Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка (single vented). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симетричная нагрузка".

Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте - чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола. Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно - с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе. Колокол при этом вытянется в высоту.

Бандпасс - капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего, как говорилось - высочайшим к.п.д. Во-вторых - тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт. Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает соединять выход сабвуфера с салоном. Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.

Теперь немного о головках

Прежде чем делать ящик для саба нужно выбрать головку, под которую, собственно, и будут рассчитаны его физические параметры. Для выбора динамика необходимо знать как можно больше его электромеханических параметров.

Абсолютный минимум данных это:
- Резонансная частота динамика Fs
- Полная добротность Qts
- Эквивалентный обьем Vas

Если же вы не знаете хотя бы одного из этих параметров а самому их измерить у вас нет возможности -браться за этот динамик не стоит. Ничего путного вы сделать, скорее всего, не сможете.

Резонансная частота (Fs)

Резонансная частота - это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется - динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик - массы подвижной системы и жесткости подвески.

Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне низкая частота резонанса - помеха. Для ориентира: низкая - это 20 - 25 Гц. Ниже 20 Гц - редкость. Выше 40 Гц - считается высокой, для сабвуфера.

Полная добротность (Qts)

Добротность в данном случае- не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор - источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это - как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больий, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами - у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Популярный метод диагностики подвески машины покачиванием - не что иное как измерение добротности подвески кустарным способом. Если теперь привести подвеску в порядок, то есть прицепить параллельно пружине амортизатор, накопленная при сжатии пружины энергия уже не вся вернется обратно, а частично будет загублена амортизатором. Это - снижение добротности системы. Теперь опять вернемся к динамику. Ничего, что мы туда-сюда ходим? Это, говорят, полезно-С пружиной у динамика все, вроде бы, ясно. Это - подвеска диффузора. А амортизатор? Амортизаторов - целых два, работающих параллельно. Полная добротность динамика складывается из двух: механической и электрической.

Механическая добротность определяется главным образом выбором материала подвеса, причем в основном - центрирующей шайбы, а не внешнего гофра, как иногда полагают. Больших потерь здесь обычно не бывает и вклад механической добротности в полную не превышает 10 - 15%. Основной вклад принадлежит электрической добротности.

Самый жесткий амортизатор, работающий в колебательной системе динамика - это ансамбль из звуковой катушки и магнита. Будучи по своей природе электромотором, он как и полагается мотору, может работать как генератор и именно этим и занят вблизи частоты резонанса, когда скорость и амплитуда перемещения звуковой катушки - максимальны.

Двигаясь в магнитном поле, катушка вырабатывает ток, а нагрузкой для такого генератора служит выходное сопротивление усилителя, то есть практически - ноль. Получается такой же электрический тормоз, каким снабжены все электрички. Там тоже при торможении тяговые двигатели заставляют работать в режиме генераторов, а нагрузка их - батареи тормозных сопротивлений на крыше. Величина вырабатываемого тока будет, естественно, тем больше, чем сильнее магнитное поле, в котором движется звуковая катушка. Получается, что чем мощнее магнит динамика, тем ниже, при прочих равных, его добротность. Но, конечно, поскольку в формировании этой величины участвуют и длина провода обмотки, и ширина зазора в магнитной системе, окончательный вывод только на основании размера магнита было бы делать преждевременно. А предварительный - почему нет?- Базовые понятия - низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 - 0,35; высокой - больше 0,5 - 0,6.

Эквивалентный объем (Vas)

Большинство современных головок громкоговорителей основано на принципе "акустического подвеса". Концепция акустического подвеса заключается в установке динамика в такой объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса динамика. При этом получается, что в параллель к уже имеющейся в подвеске пружине поставили еще одну. Эквивалентным объемом будет при этом такой, при котором веновь появившаяся пружина равна по упругости уже имевшейся. Величина эквивалентного объема определяется жесткостью подвеса и диаметром динамика. Чем мягче подвес, тем больше будет величина воздушной подушки, присутствие которой начнет беспокоить динамик.

То же происходит с изменением диаметра диффузора. Большой диффузор при одном и том же смещении будет сильнее сжимать воздух внутри ящика, тем самым испытывая большую ответную силу упругости воздушного объема. Именно это обстоятельство зачастую определяет выбор размера динамика, исходя из имеющегося объема для размещения его акустического оформления. Большие диффузоры создают предпосылки для высокой отдачи сабвуфера, но требуют и больших объемов. У эквивалентного объема интересные родственные связи с резонансной частотой, без осознания которых легко промахнуться. Резонансная частота определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем - диаметром диффузора и той же жесткостью.

В результате возможна такая ситуация: предположим, имеется два динамика одинакового размера и с одинаковой частотой резонанса. Но только у одного из них это значение частоты получилось вследствие тяжелого диффузора и жесткой подвески, а у другого - наоборот, легкого диффузора на мягком подвесе. Эквивалентный объем у такой парочки при всей внешней схожести может различаться очень существенно, и при установке в один и тот же ящик результаты будут драматически различны.

Итак, установив, что означают жизненно важные параметры, начнем наконец выбирать...

Публикации по теме