Торможение и поворот плугом на лыжах. Зимние спортивные походы

Применение той или иной стойки спуска при равномерном распределении массы тела на обе лыжи через центр площади опоры позволяет сохранить равновесие, исключает опрокидывание тела, обеспечивает управление лыжами, уменьшает силу сопротивления встречного потока воздуха.

В зависимости от степени сгибания ног в тазобедренных и коленных суставах и угла наклона туловища принимаемые лыжником при спуске стойки условно подразделяют на высокие, средние и низкие.

Высокая стойка характеризуется небольшим сгибанием ног в коленных суставах (около 150 градусов) и почти одинаковым углом наклона туловища и голеней.

Средняя (основная) стойка обеспечивает наименьшую силу сопротивления встречного потока воздуха за счет несколько большего сгибания ног в коленных суставах (около 130 градусов) и наклона туловища почти параллельно склону.

Вариантом средней стойки является стойка отдыха , при которой лыжник несколько выпрямляет ноги в коленях, увеличивает наклон туловища, опирается предплечьями на бедра и почти соединяет кисти рук. Такое положение создает благоприятные условия для снижения степени напряжения мышц туловища, ног и рук.Стойке отдыха отдают предпочтение многие лыжники-любители.

Низкая стойка предполагает прохождение спуска с наибольшим сгибанием ног в коленных суставах и сохранением наклона туловища параллельно склону. Такое положение лыжника на склоне сильно утомляет мышцы ног, что ограничивает применение низкой стойки любителями.

К неровностям на склоне относят наиболее часто встречающиеся бугры, впадины, выкаты, встречные склоны. На этих участках склона главная задача - избежать падения из-за потери равновесия. Достигается это прежде всего выпрямлением траектории движения центра тяжести массы тела лыжника. Когда неровность поднимает лыжника, он должен присесть и принять низкую стойку. Если неровность опускает его, лыжнику надо встать в более высокую стойку. Такое сочетание приседаний на высоких участках и выпрямлений - на низких позволяет сохранить равновесие (рис. 62).

На разных участках спуска лыжник нередко встречается с резким изменением состояния снежного покрова. Весной, например, жесткая морозная лыжня в тени леса на поляне переходит в мягкую, нагретую солнцем. В морозный день твердую лыжню иногда сменяет рыхлый снег. В этих внешних условиях происходит резкое снижение скорости и, чтобы не упасть вперед, лыжнику надо отклонить туловище назад и выдвинуть одну ногу вперед.

Техника торможения

Способы торможений применяют с целью снижения развиваемой на спуске высокой скорости. которая нередко, особенно у лыжников-любителей, вызывает страх и боязнь падения.

Различают 3 классификации торможений на спусках: торможение лыжами (часто применяемое); торможение палками (редко применяемое); торможение падением (применяемое в экстренных случаях). Причем торможение лыжами делится на 3 вида: - «плугом», упором и реже боковым соскальзыванием..

Торможение « плугом » выполняют обеими лыжами на прямых спусках с достаточно плотным снежным покровом. Для этого лыжник из скольжения на параллельных лыжах плавно и симметрично разводит пятки обеих лыж в стороны, ставит лыжи на внутренние ребра, равномерно распределяет массу тела на обе ноги, на допуская скрещивания носков лыж (рис. 63, кадр 2). Степень торможения, вплоть до остановки, находится в прямой зависимости от угла разведения лыж.

Торможение упором ( «полуплугом») выполняют одной лыжей для небольшого снижения скорости (притормаживания). Лыжник переносит массу тела на идущую по направлению движения лыжу. Пятку второй лыжи отводит в сторону, ставит лыжу под углом и закантовывает ее на внутреннее ребро, (рис. 63, кадр 1). Степень снижения скорости зависит от угла отведения тормозящей лыжи в сторону, величины закантовки и загрузки ее массой тела.

Торможение боковым соскальзыва н ием применяют на крутых склонах. Лыжи ставят поперек склона, упираясь верхними кантами в склон. (рис63, кадр3).

Торможение палками используют в тех случаях, когда нет возможности или нерационально тормозить лыжами. Этот способ позволяет лишь слегка сбавить скорость, например, чтобы избежать наезда на впереди идущего со спуска лыжника. Для торможения палки энергично прижимают к снегу, обязательно удерживая их кольцами назад и ближе к туловищу (справа, слева, реже между лыж) (рис. 63, кадр 4). Эффект торможения зависит от.величины и продолжительности давления на палки. Возможно торможение изменением стойки спуска за счет использования тормозящего эффекта силы сопротивления встречного потока воздуха. Чтобы преднамеренно сбавить скорость на спуске, принимают высокую стойку спуска, иногда даже с разведением рук в стороны

Торможение управляемым падением оправданно только как крайняя мера экстренной остановки на спуске при внезапно возникшем перед лыжником препятствии, когда возникает необходимость резко затормозить или даже остановиться. Падение должно быть управляемым. Алгоритм: понизить ОЦМТ (уровень низкой стойки) ; падение на бок лыжами поперек склона, руки с палками вместе кольцами назад..

Торможения при спусках с гор применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить скорость спуска или остановиться.

Торможения выполняются:

1. При помощи лыж, когда обе лыжи или одна скользят под углом по направлению движения (плугом, упором, боковым соскальзыванием)

2. При помощи палок (палки между лыжами, сбоку)

3. Комбинированно (лыжами и палками одновременно).

Чаще всего лыжники пользуются торможением плугом и упором.

ТОРМОЖЕНИЕ ПЛУГОМ . Лыжник плавно раздвигает лыжи пятками в стороны и ставит на ребро, носки лыжи при этом сводятся вместе, колени в этом положении слегка согнуты и несколько сближены.

Кисти рук также слегка сближены и повернуты вовнутрь, так что нижние концы палок расходятся в стороны.

При обучении торможению плугом применяются следующие подготовительные упражнения на месте; учащиеся по команде принимают положение плуга, преподаватель проверяет правильность этого упражнения и исправляет ошибки.

Так проделывается несколько раз, после чего переходят к торможению во время спуска.

Чем шире плуг, тем сильнее торможение.

Типичные ошибки при обучении торможению плугом:

1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.

2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.

3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.

4) Недостаточное сгибание ног.

5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.

В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить проходить определенные отрезки дистанции с различной скоростью, а также останавливаться в определенном месте.

ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ применяется во время спуска в косом направлении.

Для торможения задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.

Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

Предварительно учат принимать положение упора на ровном месте.

Типичные ошибки:

1) Сгибание отведенной в сторону ноги в колене.

2) Недостаточный перенос веса тела на верхнюю ногу и ее выпрямление.

3) Перенос веса тела на нижнюю ногу.

4) Разведение лыж в сторону.

Устранению ошибок в торможении упором помогают подготовительные упражнения на месте.


Анализ техники ПОПЕРЕМЕННОГО ЧЕТЫРЕХШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.

Длина – 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0- 6,0 м/с,

Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой в этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном. К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад.

С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу.

Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед.

После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой.

С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Попеременный четырехшажный ход по своему ритму довольно сложен.

Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага. Вынос палок перед отталкиванием выполняется поочередно на первые два шага в цикле хода.

При передвижении по равнине лыжник проходит за цикл до 8-10 м при средней скорости 4-6 м/с. Чаще всего попеременный четырехшажный ход применяется на равнине и пологих подъемах при плохой опоре для палок (при движении с рюкзаком в туристских походах), когда передвижение попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами затруднено. По координации этот способ передвижения является одним из самых сложных.

В начале следует попытаться обучить школьников данному ходу, применяя целостный метод обучения.

Порой это приносит желаемые результаты, учитывая то, что школьники большую часть элементов попеременного четыоехшажного хода уже освоили, изучив попеременный двухшажный ход.

Затем ученикам предлагается самостоятельно выполнить этот ход в целом на учебном кругу.

Передвигаясь по учебному кругу, ученики по полученному представлению пытаются выполнять ход в целом. В первое время не следует требовать от учеников точности движений во всех элементах хода, главное здесь - освоить хотя бы общую схему координации движений, согласованность в работе рук и ног. Пусть ученики пройдут несколько кругов, не оставляя попыток наладить согласованность движений. В это время можно на ходу поправлять учащихся, подсказывать им отдельные моменты, давать указания.

Порой целесообразно сопровождать движения командами "Вынос-вынос!" "Толчок-толчок!" Очень важно, чтобы эти команды были поданы своевременно в сочетании с работой ног - на каждый шаг.

В этом ходе вынос палок несколько замедленный, а ученики порой допускают ошибку, которая нарушает всю координацию движений, - сразу на один шаг выносят палку вперед и удерживают ее в статическом положении; аналогичное движение выполняется и другой рукой.

Исправить указанный недостаток и добиться согласбванности позволяет следующий методический прием.

Учитель предлагает школьникам выносить палки маятникообразным движением с большей, чем необходимо, амплитудой: вперед до горизонтального положения и даже чуть вверх.

Затем палка спускается вниз и ставится на снег. Такое движение отнимает больше времени, и ученики своевременно выполняют длинные скользящие шаги.

В дальнейшем обучение идет по пути устранения ошибок в цикпе хода и его совершенствования в различных условиях. Затем ученики пробуют сами это сделать по команде учителя.

Целесообразно впереди шеренги обучающихся поставить школьника, хорошо владеющего ходом.

Движения по разделениям выполняются следующим образом: на счет "раз" - шаг правой в положении одноопорного скольжения (закончен толчок левой ногой и правой рукой) и вынос вперед левой палки; на счет "два" - шаг левой ногой и вынос вперед правой палки; на счет "три" - шаг правой ногой и постановка левой палки на снег; на промежуточный счет "и" - толчок левой палкой, который несколько опережает толчок ногой; на счет "четыре" - вновь шаг левой ногой, на снег, ставится правая палка, положение скольжения на левой лыже; на промежуточный счет "и" -толчок правой палкой.

Когда ученики овладевают полной координацией движений в переменном четырехшажном ходе, можно приступить к его совершенствованию на учебной лыжне с разнообразным рельефом.

При совершенствовании хода в целом обращается внимание на усиление толчков руками и ногами и удлинение скользящих шагов (все это повышает скорость передвижения).

При изучении попеременного четырехшажного хода у учащихся могут появляться следующие ошибки : отсутствие согласованности в движениях рук со скользящими шагами, передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах, подпрыгивающий ход, общая скованность движений, непрямолинейный вынос палок, короткие "подбегающие" шаги, напряженный вынос палок.

Устранение указанных ошибок происходит на учебном круге. Учитель останавливает учеников, делающих ошибки, объясняет и показывает правильные движения. Иногда целесообразно вновь вернуться к расчлененному методу и к движениям под счет или даже повторить скользящий шаг с короткими отталкиваниями палками на третий-четвертый шаг в цикле хода.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Многие любят активный отдых и зимой отправляются на горнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения - "плугом" и "упором" ("полуплугом").

В каких случаях применяется

Опытные лыжники проходят спуски, не используя торможений, ведь многолетний опыт даёт много разных ухищрений. Недостаточно подготовленный лыжник часто не может на ходу справиться с высокой скоростью, поэтому нужно обязательно научиться её убавлять. Торможение "плугом", "упором" применяется в случаях, когда появляется неожиданное препятствие, если вдруг падает кто-то из участвующих лыжников.

На соревнованиях помеху могут создавать зрители. Техника торможения "плугом" на лыжах иногда используется при недостаточно известном маршруте, на очень резких спусках. Это очень эффективный способ приостановки. Он помогает корректировать быстрый темп и приостанавливаться.

Начать следует со стойки "плуг"

Каково же значение выражения "в плуге"? Тот, кто хоть раз видел устройство и работу обычного плуга, сразу поймёт, в какую позу должен стать спортсмен. Для лыжника это означает, что он должен принять стойку, которая поможет ему контролировать скорость с помощью торможения или остановиться. Торможение "плугом" даже начинающий спортсмен может выполнить без затруднений. С чего же начать выполнение стойки? Она выполняется по следующему плану:

  • Передки лыж необходимо свести, а задники - максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
  • Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
  • Корпус необходимо прогнуть вперёд.
  • Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
  • Вес тела желательно рассредоточить поровну на обе лыжи.
  • Палки должны быть направлены назад.

Несколько приёмов применения данной стойки

Научиться выполнять торможение "плугом" на лыжах можно несколькими способами:

  1. Самый простой приём - это отставить одну ногу в сторону. Выполнять его нужно, находясь в основной стойке (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки впереди). Одна нога остаётся на месте, а вторую нужно отставить в сторону, но носок не должен отодвигаться дальше 10 см от другого.
  2. Находясь в основном положении, можно по очереди отставлять лыжи: передние концы - вместе, задние - врозь. При этом лыжи должны наклоняться на внутренние рёбра.
  3. Приём "плуга" в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время - свести носки и расставить пятки.
  4. Четвёртый эффективный приём - плавным надавливанием на полозья нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя колени и голеностопы. В итоге ноги нужно выпрямить полностью.

Торможение "плугом" в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку "плуг", пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение "плугом": постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать - на первых порах это нормально.

"Плуг" помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение "плугом" помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку "плуг". Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Бояться высокой скорости не следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.

Совершенствование торможений

После того как начинающий лыжник освоит торможение на небольших склонах, можно начать освоение более крутых трасс или спусков, на которых меняется рельеф. Самыми частыми ошибками, которые допускают новички, осваивая метод "плугом", являются следующие погрешности: носки лыж иногда перекрещиваются, неравномерно распределяется давление на каждую лыжу, что изменяет направление движения. Иногда новички недостаточно разводят пятки или мало сгибаются, не сводят колени. Если возникают подобные ошибки, то следует ещё несколько раз потренироваться на невысоких склонах.

Техника "упором"

Тот, кто освоил торможение "плугом", легко сможет пользоваться методом "упора". Чтобы легче было понять его суть, можно заняться имитацией движений на месте по несколько раз. Предназначено такое торможение для спусков наискось, по диагонали. Это такой своеобразный разворот лыж или боковое соскальзывание. Вот примерный инструктаж для торможения "упором":

  • Для начала при спуске нужно слегка присесть.
  • Затем следует выполнить резкий толчок вперёд и выпрямиться. Это позволяет снять нагрузку с лыж.
  • Следующим действием будет поворот голеностопными суставами, что помогает развернуть лыжи под углом на бок.
  • Для выполнения этого движения подключаются плечи и туловище.
  • Чем больше величина угла разворота лыж, тем сильнее будет торможение.

В конечном итоге можно использовать опору на палку. Для того чтобы полностью остановиться, лыжи необходимо поставить поперёк спуска строго на ребро. Чаще всего таким методом торможения пользуются мужчины или опытные спортсмены, девушкам лучше использовать его на низких склонах, потому что для его выполнения нужно немало сил и сноровки.

Управляемое падение

Что делать в тех случаях, когда невозможно применить ни технику "плугом", ни "упором"? Бывают случаи, что лыжник движется по спуску на высокой скорости, вдруг на его пути неожиданно появляется препятствие. В таком случае просто необходимо резко затормозить или остановиться.

Иногда предотвратить наезд на объект можно только с помощью преднамеренного падения. Это в тех случаях, если препятствие застигло лыжника врасплох и находится настолько близко, что нет возможности притормозить. Если умело управлять падением, то существует вероятность не получить травму, быстро подняться и продолжить катание.

Для такого случая нужно знать следующие хитрости управляемого падения:

  • Сначала нужно постараться присесть.
  • Потом необходимо попытаться завалиться назад и набок.
  • В это же время следует лыжи развернуть поперёк трассы.
  • Затем с помощью палок можно легко подняться и снова продолжить скольжение.

Бывают случаи, что при таком падении лыжи перекрещиваются. Тогда следует перевернуться на спину, поднять ноги вверх и направить лыжи в нужное положение. После этого необходимо перевернуться набок и подняться.

В некоторых случаях туристы применяют торможение палками. Это бывает при большом количестве снега на склонах, когда падение неуместно. Эти методы подходят только для любителей, спортсмены в гонках их не используют.

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор)

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).


Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор)

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая - внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.


Рис. 88. Торможение с помощью палок

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Торможение при спусках - это вынужденная мера для сниже­ния скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае по­явления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.

Торможение «плугом» (рис. 29) применяется на спусках раз­личной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имита­цию движений в этом способе тор­можения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выпол­няют пружинистые полуприседания.

Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьни­ки поочередно выполняют тормо­жение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до кон­ца спуска или до остановки.

Овладев равномерным торможе­нием, можно перейти к регулирова­нию силы торможения путем разве­дения или сведения пяток лыж. Да- р ис. 29. Торможение плугом

лее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориенти­рами, которые обозначают часть склона, проходимого без тор­можения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.

Затем школьники выполняют торможение уже по команде пре­подавателя.

Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положе­ние «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повто­ряется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняю­щимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следу­ет обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга, -

Торможение упЬрюм (рис. 30) чаще применяется при спуске на­искось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сто­рону, носки удерживается вместе, лыжа закантована на внутрен­нее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усили­вает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный

перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, при­ведет к изменению направ­ления движения^ т.е. к пово­роту упором. Иногда этот способ называют торможе­нием «полуплугом».

Ученики, хорошо освоив­шие торможение «плугом», обычно легко овладевают тор­можением упором. При изу­чении этого способа необхо­димо предварительно про- имитировать движения стоя Рис. 30. Торможение плугом на месте, приняв несколько

раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречаю­щиеся при торможении упором , аналогичны ошибкам , встречаю­щимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники долж­ны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) при­меняется, когда спорсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет рас­кантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске на- искось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормо­зящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого тор­можения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения бо­ковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препят­ствия слишком мало, единственный способ предотвратить столк­новение - преднамеренное падение. Управляемое падение умень­шит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого по­ложения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, раз­вернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, не­обходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на про­гулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.

Публикации по теме