Вид рабочей свечи зажигания. Определяем состояние свечей зажигания по их внешнему виду

Для того чтобы бензиновый двигатель приводился в действие, предусмотрена система зажигания. Она включает в себя массу деталей и элементов. Но одна из главных составляющих - это свечи. Именно они поджигают топливно-воздушную смесь, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Так как свечи имеют непосредственное влияние на качество работы двигателя, по ним можно определить состояние ДВС в целом. В сегодняшней статье мы рассмотрим такой вопрос, как диагностика по свечам зажигания.

Косвенные признаки

Выполнять диагностику по свечам зажигания нужно тогда, когда автомобиль начал нестабильно себя вести. Это может быть:

  • Троение двигателя на холостых оборотах.
  • Провалы при нажатии на педаль газа.
  • Рывки при движении на средней скорости.
  • Высокий расход топлива.
  • Затрудненный запуск (при исправном стартере и аккумуляторе).
  • Лампа "чек энджин" на панели приборов.

Обратите внимание

Нужно понимать, что диагностировать данные элементы можно только после того, как мотор автомобиля вышел на рабочую температуру и прошел хотя бы 5-10 километров с учетом разных режимов нагрузки. Также перед диагностикой можно проехаться и на средних оборотах. Но выкручивать свечи на холодном моторе нельзя (и даже тогда, когда он проработал 1-2 минуты). Дело в том, что во время прогрева используется другая пропорция смеси. Также двигатель может работать неустойчиво, особенно в мороз. В итоге на свечах, изъятых с холодного мотора, образуется серо-черный нагар, который можно ошибочно принять за показатель неисправности.

Кстати, различные рывки и провалы в работе двигателя во время прогрева могут стать следствием изношенного распределителя зажигания (катушки, которая может быть единой или устанавливаться отдельно для каждого цилиндра) и «бронепроводов». Соответственно, меняется и вид свечей.

Специалисты советуют при диагностике неисправностей свечей зажигания иметь при себе комплект новых, заведомо исправных. При этом они должны советовать таким параметрам:

  • Физический размер.
  • Калильное число.

Установив их в автомобиль, следует проехаться не меньше 15 километров. После этого можно их выкручивать и выполнять диагностику свечей зажигания по внешнему виду.

Проверяем свечи и оцениваем работу двигателя

Если мотор исправен, на данных элементах не должно быть:

  • Отложений.
  • Нагара.
  • Следов масла.

Но при этом допустимо окрашивание юбки электрода в светло-коричневый оттенок. Это говорит о том, что мотор оптимально тратит бензин, не расходует масло и полноценно сжигает смесь.

Черный нагар

Если в ходе диагностики свечей зажигания по нагару был обнаружен «пушистый» черный налет на электроде, это говорит о следующих проблемах. Мотор работает на переобогащенной топливно-воздушной смеси и расходует больше горючего, чем нужно. Такое случается из-за неправильно настроенного карбюратора (на старых машинах), либо из-за проблем с инжектором.

Специалисты также рекомендуют обратить внимание на систему выпуска, поскольку именно нехватка воздуха может вызвать обогащение смеси. Причина тому банальна - грязный воздушный фильтр. Рекомендуется менять его не позже, чем через 20 тысяч километров. Если машина эксплуатируется в загрязненной местности, данный интервал лучше сократить до 10 тысяч.

Серый оттенок

Если на центральном электроде образовался серый оттенок или он сам побелел, имеет место сильный перегрев двигателя либо работа на бедной горючей смеси. При диагностике свечей зажигания по цвету нужно проверить также работу системы охлаждения и топливоподачи. Каждому автовладельцу следует знать, что длительная эксплуатация мотора на бедной смеси под высокой нагрузкой влечет за собой детонацию. При этом происходит прогар выпускного клапана и локальный перегрев ДВС.

Красный (кирпичный) цвет на юбке электрода

О чем говорит красный цвет? В данном случае можно говорить о повышенном содержании частиц металла в бензине.

Они могут появиться из-за применения присадок. Причем такие используются прямо на АЗС. Как быть в таком случае? Рекомендуется сменить привычную сеть АЗС. Чем опасна эксплуатация авто на таком бензине? Из-за металлических присадок образуется налет, который проводит электричество. В результате искра не проходит между электродами свечи. Последняя быстро приходит в негодность. А еще от такого топлива страдает система электронного управления двигателем и катализатор. Кроме того, забивается и кислородный датчик, который впоследствии тоже выходит из строя. На панели приборов горит лампа «чек энджин». Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется. Особенно если на нем еще не вырезан катализатор и не заглушен кислородный датчик.

Масло

Выполняя диагностику свечей зажигания по внешнему виду, стоит обратить внимание на ту часть, где выполнена резьба. Так, иногда на витках обнаруживается моторное масло. Оно может быть перемешано с черным нагаром и иными отложениями. В таком случае двигатель после простоя часто троит, а по мере прогрева его работа стабилизируется. Также из-за наличия масла данный автомобиль может выдавать синий или сизый дым определенное время из выхлопной трубы. А по мере прогрева этот дым пропадает.

Еще водитель может заметить повышенный расход масла. Причина тому скрывается в твердых сальниках клапанов или в изношенных маслоотражательных колпачках. Также наличие отложений в виде толстого серо-черного слоя на свече свидетельствует о горении лишнего масла в камере. Каким образом оно проникает в камеру сгорания? Это происходит из-за залегания Если это так, то при резком нажатии на газ количество дыма увеличивается.

Нестабильная работа мотора

Очень часто владельцы грешат на свечи, если автомобиль троит. Но на практике все может быть гораздо хуже. Так, троить мотор может из-за неисправного цилиндра. А вот определить его можно как раз после диагностики по свечам зажигания. На фото в нашей статье видно, как выглядят электроды в случае проблем с ДВС. Если на поверхности присутствуют частицы бензина, имеются металлические фракции или фрагменты масла, причина точно не в свечах. В таком случае обычно происходит разрушение клапана в системе газораспределения либо разрушение поршневых колец. Чтобы прояснилась картина, рекомендуется замерить компрессию в моторе.

Как проверить компрессию?

Для этого нам нужен специальный инструмент. Называется он компрессометр. Сама работа по замеру выполняется в такой последовательности:

  • Проверяется состояние воздушного фильтра. Если он грязный, перед замером его нужно заменить. Но в экстренных случаях можно просто отсоединить воздушный патрубок (важно, чтобы рядом не было пыли).
  • Мотор прогревается до рабочих температур.
  • Отключается подача топлива (можно вынуть предохранитель бензонасоса).
  • Очищаются места свечных колодцев.
  • Выкручиваются все свечи. При необходимости заряжается аккумулятор.
  • Коробка ставится в нейтральное положение или в режим «паркинг» (если это автомат).
  • Отключается система зажигания. Для этого выполняется отключение катушки.
  • Устанавливается компрессометр. Он может вкручиваться в резьбу либо просто прижиматься. В последнем случае без помощника не обойтись.
  • Проворачивается стартер ключом зажигания. Делается несколько проворотив. Держать ключ нужно около трех секунд. При этом педаль газа выжимается полностью. Это нужно для того, чтобы снизить сопротивление во впуске.

Далее измеряются показания. На самом компрессометре имеется шкала, часто цветная. Стрелка должна находиться в зеленой шкале. Обычно это показатель от 9 до 13. Если уровень компрессии ниже, вероятно, есть проблемы с кольцами либо с клапанами. В таком случае одной заменой свечей не обойтись. Проблема «троящего» двигателя не уйдет сама собой. Также отметим, что разбег по цилиндрам должен быть минимальным - не более двух очков.

Серьезные случаи

Стоит бить тревогу, если при диагностике по был разрушен центральный электрод или керамический материал в области юбки. В чем причина этого явления? Сам по себе электрод не разрушается. К такому может привести детонация ДВС и эксплуатация автомобиля на низкооктановом бензине. Кроме того, свеча разрушается из-за слишком раннего угла опережения зажигания. В редких случаях банально подобран не тот комплект свечей (бракованный). Почему разрушение свечи - это опасно? Дело в том, что отпавшие частички могут попасть в камеру сгорания. Обычно они застревают под клапаном, разрушая его. Такую свечу нужно срочно менять. Если вовремя не устранить проблему, может возникнуть необходимость ремонта головки блока цилиндров.

Зола на электроде

Иногда встречаются зольные отложения на электроде. Цвет не играет в данном случае особой роли, а лишь говорит о работе топливной системы.

Причиной таких отложений является тоже сгорание масла. При этом звук выхлопа может быть похож на мотоциклетный. Диагностируются маслосъемные кольца.

Стенд для диагностики свечей зажигания SMC-100

В профессиональных мастерских для этого используется специальный стенд. Один из таких - SMC-100. Данный аппарат служит для диагностики свечей бензиновых ДВС под давлением в 12 атмосфер. Такое давление создается в герметичной камере с зеркалом. Режим искрообразования согласно техническим характеристикам - 1000-6500 об/мин. Что дает стенд для диагностики свечей зажигания ДВС? Он позволяет проверить свечу на:

  • Пробой изолятора.
  • Герметичность.
  • Правильное искрообразование.

Если говорить про стенд для диагностики свечей зажигания SMC-100, он может диагностировать элементы с различной резьбой:

  • М12х1,25.
  • М14х1,25.
  • М18х1,5.

При необходимости данный аппарат может укомплектовывается ультразвуковой ванной, либо пескоструйным аппаратом. Таким образом, при диагностике можно дополнительно очистить данные свечи. Питание на агрегат поставляется от сети 220 В, но при необходимости стенд может работать и от 12-вольтового аккумулятора, который имеется в каждом автомобиле. Стоимость диагностического стенда составляет порядка 22,5 тысячи рублей. При этом он довольно компактный и весит 3,4 килограмма. Разумеется, для одноразовых тестов приобретать такое оборудование нет смысла. Подобные стенды приобретаются для СТО. Так как цена агрегата высока, имеет смысл заказать диагностику свечей в мастерской. Стоит это будет порядка полутора тысяч рублей. При этом будет представлена полная картина о том, как работает каждая свеча в диагностируемом автомобиле.

Как видите, диагностика состояния свечей зажигания может рассказать о многих проблемах. Специалисты рекомендуют выполнять такую работу каждые 10-15 тысяч километров и при каждых длительных поездках. Также отметим, что важно не только выполнять регулярно диагностику по свечам зажигания, но и правильно выставлять зазор. Со временем он может увеличиться. Для каждого типа авто (карбюратор, инжектор, газ, бензин) зазор свой. Данный зазор считается между боковым и центральным электродом. Еще не лишней будет очистка свечей от нагара. Сделать это можно металлической щеткой.

А чтобы не допустить разрушения керамической части или электрода в дальнейшем, следует правильно подбирать свечи. Но как показывает практика, не всегда дорогие модели актуально использовать. Лучше купить комплект более дешевых, но менять чаще. В таком случае двигатель прослужит дольше. Не стоит гнаться за иридиевыми свечами, особенно если такие с завода не устанавливаются на ваш автомобиль.

Что касается пробега, свечи лучше менять каждые 20-30 тысяч километров. Иридиевые и платиновые служат до 80 тысяч, но стоят в несколько раз дороже. Поэтому имеет смысл использовать обычные модели. Еще один аргумент в пользу частой замены свечей - это низкое качество топлива в странах СНГ и повышенный процент присадок в бензине. Любая свеча будет иметь более низкий ресурс в таком случае.

Свечи и ГБО

Поскольку газ имеет немного другую структуру, нужно правильно подходить к подбору свечей. Они должны быть максимально «холодными». Такие свечи имеют высокую теплостойкость и низкую устойчивость к отложениям. Последний фактор может напугать некоторых владельцев. Но не стоит паниковать. Налет на таких свечах - это редкость, поскольку газ более чистый по своей структуре.

Что говорит белый налет на электроде? Он свидетельствует о том, что машина эксплуатируется на бедной топливной смеси. Часто в целях экономии многие чрезмерно закручивают кран «жадности» (на ГБО второго поколения). Машина расходует на 5 процентов меньше топлива, но такого делать не нужно. Слишком может негативно сказываться на ресурсе свечей зажигания. Также отметим, что менять их на авто с газобаллонным оборудованием нужно чаще - раз в 15 тысяч километров.

Заключение

Итак, мы выяснили, как выполняется диагностика по свечам зажигания. Зная, о чем свидетельствует тот или иной нагар, можно определить, исправен ли двигатель. Стоит регулярно проверять состояние свечей, контролировать зазор и немедленно менять элементы в случае их разрушения.

Двигатель - сердце любого автомобиля. Следить за состоянием силового агрегата должен каждый владелец индивидуально. В противном случае проблем не избежать. По признакам неисправности свечей зажигания можно легко определить какое состояние у мотора вашего автомобиля. В этой статье мы попытаемся дать полноценную информацию по данному вопросу.

Когда требуется применять анализ свечей

Осмотр или анализ свечи рекомендуется проводить после длительной работы ДВС. К примеру, если вы долго ехали по автомобильному шоссе, самое время провести осмотр этих важнейших составляющих системы зажигания, дабы выявить неисправность, если она есть.

Интересно! Многие автомобилисты совершают одну и ту же ошибку: решив провести диагностику, они подвергают свечи осмотру на холодном моторе.

Заметив черный нагар, бьют в набат, явно делая скоропалительные выводы о неисправности. Но такая изостазия свечи может быть вызвана только лишь работой ДВС на холодную. В конкретной ситуации топливно-воздушная смесь принудительно обогащается, а шаткое функционирование и неисправность вызваны неудачным состоянием проводов.

Итак, если решено проводить диагностику элементов зажигания (для определения состояния ДВС), обязательно проехать хотя бы 250 км или еще больше.

Полезно будет также знать, что в процессе движения на искроподающих элементах увеличивается зазор в несколько миллиметров. Так, на каждую тысячу километров пробега - около 0,015 мм. Делаем вывод: через каждые 5 тыс. км меняем свечной комплект на автомобиле. После долгой езды зазор между электродами будет уже несомненно большим, что уже представляет собой неисправность.

Примечание. Согласно формулировке автопроизводителей, замена искроподающих элементов должна проводиться каждый 30 тыс. км пробега. Как понимаем, это вовсе не так.

Свеча или СЗ - это не только элемент системы зажигания автомобиля, но и своеобразный диагностический зонд, датчик. Встроенный в ДВС, он как ни один другой компонент, сможет дать ценные сведения о функционировании или неисправности.

Определяем состоятельность силового агрегата по нагару

Нагар на свечах - как вы думаете, что он может обозначать? Примечательно, что опытные водители по нагару способны определять многое, читать о ресурсе двигателя, расшифровывать язык технического состояния, выявлять неисправность.

Совет. Если вы намерены диагностировать функционирование силового агрегата по СЗ, ДВС обязательно должен быть хорошенько прогретым.

Рассмотрим самые известные расшифровки нагара свечей:

  • чистая СЗ, цвет нагара которой серо-светло-коричневый, может свидетельствовать только о нормальном функционировании ДВС, без какой-либо неисправности;
  • если нагар смахивает на известняк, вероятнее всего, что это говорит о несгорающих присадках масла;

Это неисправность, которую никак нельзя оставлять без внимания. Со временем отложения будут собираться на клапанах двигателя, а также в нижних частях поршней. Понятно, что они будут мешать отводу тепла, значительно ухудшать наполнение цилиндров и так далее.


  • нагар смолистого типа, похожий на деготь, указывает на нефункционирующую свечу. Такую «холодную» и неисправную свечу надо будет сразу же заменить;

Нередко такое состояние искроподающих элементов объясняется куда худшей причиной. Заменой тут уже не обойтись, так как налицо плохая компрессия в цилиндре. В результате этого ДВС «троит», не выдает положенной мощности и свидетельствует о неисправности.

  • нагар слишком светлого цвета указывает на «горячую» свечу. Другими словами, если еще рядом с центральным электродом заметны металлические крупинки, налицо перегрев свечи;

Причина этого может быть заключена в несоответствии свечи к ДВС и др. В обязательном порядке такая ситуация способствует прогоранию поршней, тресканию клапанов и другим неисправностям.

Основные функции

СЗ - это один из самых малопонятных, до конца не изученных элементов автомобиля. Зато она способна дать возможность познания двигателя и происходящих в нем процессов. Это настоящий и полновесный проверочный элемент, пользоваться которым надо умеючи.

Как известно, СЗ выполняет следующие функции:


Искроподающие элементы управляют электроэнергией, которая способна преобразовывать скрытую энергию горючего в полезную. В самой свече есть несколько важных составляющих, от которых зависит ее нормальное функционирование и отсутствие неисправностей. Так, зазор свечи должен быть отрегулирован так, чтобы искра проскакивала через него.

Кроме того, важна и температура карандаша свечи. Она должна быть достаточно низкой, а не то неизбежен эффект раннего зажигания. Одновременно с этим, температура не должна быть и слишком высокой, не то будет образовываться нагар (перегрев - об этом подробно выше).

Еще одно важное свойство свечи - она не генерирует, а отводит тепло. Выступая в роли теплообменника, свеча играет роль передатчика, рассеивателя тепла.

Ниже приведем особенности так называемой «холодной» и «горячей» свечи:

  • «горячая» СЗ имеет выработанный контакт с газами камеры сгорания, но медленно отводит тепло и кончик ее быстро нагревается;
  • «холодная» СЗ имеет недостаточную поверхность контакта, но отводит тепло быстрее. Зато на такой свече обеспечивается медленный нагрев кончика.

Важнейшим элементом, свидетельствующим о состоянии СЗ является зазор. Это расстояние от изолятора кончика СЗ до точки контакта с корпусом. При плохо отрегулированном зазоре возникают неисправности.

Кончик свечи, в свою очередь, может стать виновником раннего зажигания и появления нагара, если его температура будет не в норме.

Полезно будет изучить список дополнительных факторов, влияющих на состояние свечи, ее рабочую температуру:

  • соотношение и качество горючего;
  • повышенная компрессия;
  • смещение момента зажигания;
  • температура воздуха;
  • влажность;
  • барометрическое давление или высота над уровнем моря.

Что касается неисправности СЗ:

  • ранний момент зажигания, подразумевающий воспламенение горючего раньше срока;
  • детонация - как и плохой нагар вызывает повреждение изоляторов и электродов;
  • перебои зажигания, влияющие на искровой заряд;
  • нагар (подробно выше).

Разновидности свечей

Как известно, автомобильные свечи различаются по типам:

  • самая простая свеча выполнена из металла, но обязательно жаропрочного. Что касается ресурса такой свечи, то он, как правило, не считается хорошим;
  • многоконтактные СЗ - более долговечны и универсальны. Отличаются от стандартной свечи еще и запасными электродами;
  • СЗ с V выпилом. Этот самый выпил способствует улучшению качества искры, что ведет, в свою очередь, к лучшему воспламенению горючего. Таким образом, повышается динамика автомобиля и повышается экономия топлива
  • СЗ платиновые. Самые лучшие свечи в плане надежности. Платиновое напыление на электродах искроподающих элементов помогает продлевать их срок службы. Как правило, такие СЗ служат 100 тыс. км пробега и более;
  • иридиевые СЗ. Высокая прочность их визитная карточка. Хорошо экономят топливо, служат долго, как и платиновые.

В заключении скажем, что периодически следить за свечами зажигания очень важно. Получив полезную информацию, вы уже будете знать, как проверять состояние СЗ, как определять причину неисправности и провести ремонт. Замена СЗ может ни к чему не привести, если наблюдаются проблемы другого свойства - помните это!

Диагностика неисправности позволит выявить многие скрытые «болячки» силового агрегата и своевременно вылечить их. Периодичность проверки, тщательность анализа и терпение - важнейшие черты характера современного водителя. Не забывайте быть также аккуратными, чтобы не оказать автомобилю медвежью услугу.

Видео наглядно демонстрирует виды неисправностей свечей зажигания в автомобиле:

Причины :

  1. Это часто является причиной сильно изношенных поршневых колец или стенок цилиндров.
  2. Масло также может быть втянуто в камеру из-за чрезмерного зазора в направляющих штока клапана, или сильно изношенных уплотнителей клапанов.
  3. Износ маслосъёмных колпачков.
  4. Слишком "холодная" свеча (несоответствующий двигателю температурный режим свечи).

Что делать :

  1. Проверить компрессию двигателя на предмет возможного капитального ремонта.
  2. Отрегулировать клапаны или заменить уплотнители клапанов.
  3. Заменить свечу на более "горячую".

Сожжённая свеча

Пузыри на юбке центрального наконечника, расплавленные электроды и иные следы воздействия высокой температуры. Сожжённая свеча означает, что искра между электродами протекает с более высокой температурой, и температура будет только расти по мере дальнейшего износа свечи, поэтому её нужно заменить как можно быстрее.

Сопровождается потерей тяговитости двигателя и повышенным расходом бензина. Двигатель может не глохнуть сразу после прекращения подачи искры (выключения зажигания ключом).

Причины :

  1. Неправильно отрегулированное зажигание (опережение зажигания).
  2. Слишком бедная ТВС.
  3. Несоответствующий двигателю температурный режим свечи (слишком "холодная")
  4. Езда с большой нагрузкой.

Что делать :

  1. Заменить сожжённые свечи зажигания (с подходящим режимом температуры).
  2. Отрегулировать зажигание.

Загрязнение (остекление) юбки

Этот симптом может вызвать пропуски зажигания на высоких оборотах двигателя. Глянцевые отложения, как правило, жёлтого цвета.

Причины :

Такой симптом показывает использование бензина с большим содержанием свинца.

Что делать :

Красноватая юбка

Юбка свечи зажигания покрывается красноватым оттенком - он токопроводящий.

Причины :

Повышенное содержание тяжёлых металлов в бензине и их оседание на юбке (и других частях) свечи.

Что делать :

Следует заменить привычную АЗС.

Механическое повреждение всей свечи

Боковой электрод обломился, или даже вся свеча имеет механические повреждения. Цилиндр при этом, скорее всего, не будет работать.

Причины :

Механическое повреждение обусловлено посторонним предметом в камере сгорания.

Что делать :

Проверить камеру сгорания на наличие посторонних предметов.

Механическое повреждение юбки

Юбка центрального электрода переломилась или имеет небольшие механические повреждения.

Причины :

Детонация, вследствие чего образовалось сверхдавление, которое разрушило юбку как саму слабую часть рабочей поверхности свечи. А причины такой детонации:

  1. Неправильно настроенный угол опережения зажигания.
  2. Неисправный клапан рециркуляции выхлопных газов .
  3. Недостаточно октановое число бензина.
  4. Резкое охлаждение свечи.
  5. Брак самой свечи зажигания.

Что делать :

  1. Настроить угол опережения зажигания.
  2. Проверить клапан рециркуляции выхлопных газов.
  3. Проверить соответствие октанового числа используемого бензина характеристикам авто.

Свеча расплавилась

Оба или один из электродов выглядят выжженными или расплавленными. В этом случае машина может также испытывать потерю мощности.

Причины :

  1. Неправильно отрегулированный угол опережения зажигания.
  2. Обеднённая воздушно-топливная смесь.
  3. Слишком "холодная" свеча по характеристикам.

Что делать :

  1. Подобрать подходящую свечу, если причина в несоответствии температурного режима.
  2. Проверить угол опережения зажигания.

Эрозия бокового электрода

Боковой электрод разъело, или же он выглядит расплавленным, став значительно короче, не доходя до центрального электрода по своей длине.

Причины :

Бензин с большим содержанием свинца. Свинец воздействует чаще только на боковой электрод, так как тот изготовлен из никелевого сплава и вступает в химическую реакцию со свинцом, становясь хрупким и слабым.

Что делать :

Сменить привычную АЗС.

Металлическая "молния" на внешнем изоляторе

На внешнем изоляторе (который находится снаружи двигателя, когда свеча вкручена в мотор) идёт, извиваясь, металлическая полоса.

Причины :

Это результат того, что искровой зазор между электродами свечи сильно расширился из-за износа электродов, и свече требуется гораздо более высокое напряжение. Такая молния на изоляторе возникает, когда требуемое напряжение между штырями электродов выше, чем может удержать изолятор, в результате чего искра появляется не между электродами, а между корпусом свечи и верхним контактом (куда вставляется штекер свечных проводов). Конечно, такое условие также появляется одновременно из-за изношенных изоляторов самого штекера, которые не могут удержать напряжение.

Так как более высокое напряжение требуется для двигателей с турбонаддувом , возникновение таких повреждений на них более вероятны. Важно признать, что штекер является расходным материалом, который должен быть периодически заменён.

Что делать :

Заменить свечные провода и сами свечи зажигания.

Рыжий цвет корпуса свечи

Не волнуйтесь, 99% вероятности, что это всего лишь ржавчина, которая появилась вследствие попадания воды в углубление со свечами на корпусе двигателя, например, после мойки двигателя или из-за плохой гидроизоляции подкапотного пространства (отсутствие подкрыльника, к примеру). Такую свечу, тем не менее, необходимо заменить , так как это потенциальная проблема.

Сложно найти человека являющегося автовладельцем, который бы не слышал про свечи зажигания, установленные в транспортном средстве. Прежде всего, стоит сказать, что при первом знакомстве с такими комплектующими автомобиля, может показаться, что они имеют очень простую конструкцию из керамических или металлических материалов. При этом на самом деле они выполняют достаточно важную роль в вопросе функционирования двигателя транспортного средства. По внешнему виду детали можно сказать очень многое, в том числе и про функционирование двигателя, а также его отдельных технических узлов. Состояние свечей зажигания по внешнему виду позволяет определить, какие проблемы имеются в работе авто и соответственно, устранить их. Попробуем разобраться в том, как определить состояние двигателя по свечам зажигания.

На сегодняшний день, существует несколько типов комплектующих данного вида, которые устанавливаются в автомобилях. Здесь идет речь, как про фото деталей, так и работу свечей зажигания. Итак, выделяют комплектующие:

  1. Искрового типа.
  2. Дугового типа.
  3. Каталитического типа.
  4. Накаливания.

Человек, который практически не владеет данным вопросом, чаще всего задумывается о вопросе определения свечей зажигания. Прежде всего, нужно отметить, что в автомобилях имеющих двигатель бензинового типа, применяются первые виды свечей. В данном случае, поджог смеси выполняется посредством электроразряда, который происходит при помощи электрода. Процесс напряжения разряда может измеряется в Вольтах. Показатель может составляет до нескольких тысяч Вольт. Функционирование комплектующих является отлаженным процессом, так как они начинают функционирование в момент начала работы двигателя автомобиля.

Достаточно большое количество автовладельцев ошибочно предполагают, что если на фото по диагностике двигателя, где свечи зажигания имеют приличное состояние, то скорее всего, сложностей в функционировании мотора не возникает. Даже в холодное время года, их не нужно будет менять. При этом это утверждение является верным только в том случае, если техническое состояние деталей (свечей) является хорошим. Чтобы понять о состоянии комплектующей, нужно определить, как должна выглядеть свеча зажигания. Если вы будете владеть этими знаниями, то смотря на внешний вид свечей зажигания, сможете определить, в каком именно состоянии они находятся.

Нюансы выполнения диагностики двигателя по состоянию свечи зажигания

Специалисты, которые работают в области диагностики и ремонта транспортных средств, рекомендуют выполнять визуальный контроль с определенной периодичностью. Дело в том, что по внешнему виду данной комплектующей существует возможность определить какое состояние имеет мотор и как следствие, своевременно выполнить ремонтные работы. Если же пренебрегать этой процедурой, то может произойти ситуация, когда мотора перестанет работать, а процесс проведения ремонтных работ будет очень дорогостоящим. Достаточно часто для определения технического состояния транспортного средства, необходимо посмотреть на наличие нагара, имеющегося на поверхности детали. Наличие нагара, а также цвет детали позволяет определить – рабочие или нет свечи зажигания.

Изучая фото и описание нагара на свечах зажигания, можно узнать про большую часть проблем которые имеются в автомобиле. Если после проезда трехсот километров, комплектующая которая подает искру имеет коричневый цвет, то можно не переживать за то, что существует какая-либо неисправность. В данном вопросе, можно смело говорить о том, что техническое состояние двигателя – исправное. Если же на поверхности детали имеется нагар черного цвета, то это говорит про возникшее засорение. Здесь идет речь, про загрязнение воздушного фильтра авто. В зависимости от цвета можно сделать выводы про функционирование двигателя.

В отдельных ситуациях цвет детали бывает белым или серым . Если при выполнении диагностики по цвету свечи зажигания было выявлено, что комплектующие имеют светлый оттенок, то можно сделать вывод про проблемы связанные со смесью используемого горючего. Здесь идет речь про то, что из строя вышли выпускные клапаны, а также имеется достаточно сильный перегрев в камере сгорания. Именно поэтому, тянуть с ремонтными работами нельзя. Специалисты рекомендуют практически сразу обращаться на станцию технического обслуживания. Если же цвет является красным , то это говорит про достаточно большие примеси железа, имеющиеся в топливной жидкости. В результате они перестанут полностью функционировать. Для проведения ремонтных работ, нужно будет выполнить чистку мотора. В отдельном случае может помочь замена масляной жидкости на новую. При этом данная процедура должна выполняться два-три раза.


Другие способы определения состояния двигателя по свечам зажигания

Существуют и другие способы того как определить состояние свечи зажигания. В данном случае идет речь, про проблемы, которые имеются в нарушении функционирования колпачков маслоотражательного типа . В результате, происходит достаточно большая трата масляной жидкости. Характерным признаком становятся следы масла,имеющиеся на резьбе свеч.

К таким относят возникновение «троения» двигателя, очень длительный процесс его запуска, а также выхлопы, имеющие бело-синий цвет. Помимо этого, имеющиеся следы масляной жидкости и не сгоревшее топливо может говорить про проблему связанную с разрушением клапана, а также перегородки, которая разделяет кольца поршневого типа. Отметим, что в данном случае имеется достаточно сильный расход топливной жидкости. Чаще всего, он увеличивается в несколько раз.

В том случае если процесс детонации двигателя будет регулярно происходить длительное время, то может возникнуть ситуация когда произойдет поломка электрода. Таким образом, за данным параметром также необходимо следить. Как можно заметить, при правильном подходе к данному вопросу, процесс определения неисправностей имеющихся в моторном отсеке становится вовсе несложным. Каждый человек должен помнить, что если вовремя определить проблемы, то в будущем не произойдет ситуации когда мотор авто полностью выйдет из строя, а его ремонт будет дорогостоящим.

Как по фото диагностировать свечи зажигания

Изучая фото свечей зажигания, существует возможность выполнить диагностику. Осмотр комплектующей должен выполняться после того как она функционировала на протяжении длительного периода времени. Идеально, если осмотр будет проведен после того как транспортное средство длительное время ехало по загородному шоссе.

Одной из проблем автовладельцев становится то, когда они допускают ошибку при самостоятельно выполнении работ по диагностике. Здесь идет речь про ситуацию, когда после старта мотора при отрицательной температуре, изначально выполняется выкручивание свечей зажигания, а после определяется, что они имеют черный цвет. Можно догадаться, что человек делает вывод – об износе комплектующей. На самом деле, возникновение черного нагара может появляться в процессе функционирования мотора при режиме «холодного» старта. Таким образом, специалисты рекомендуют делать какие-либо выводы только после того как транспортное средство проехало минимум 150 километров. Еще лучше, если расстояние будет большим.


Состояние свечей

Итак, попробуем разобраться в том, как определить состояние двигателя по фото свечей зажигания.
В случае если данная комплектующая имеет полностью исправное состояние, то внешний вид электрода будет коричневым . В свою очередь, наличие нагара будет практически отсутствовать. Также будут отсутствовать масляные следы. Люди, чей автомобиль имеет подобный двигатель, могут быть уверены в технической исправности. Скорее всего, авто будет иметь минимальный расход топливной жидкости.
Также по цвету можно определить, что авто отличается повышенным расходом топливной жидкости. Цвет свечи будет черный. Причиной возникновения налета на электроде может стать смесь воздушно-топливного типа, а также засорение фильтра воздуха.

Если же цвет светлый, то наоборот, смесь является очень бедной. В подобной ситуации существует повод для того чтобы побеспокоится. Сильные нагрузки становятся одной из причин перегрева мотора. К тому же, непосредственно сама комплектующая также может сильно перегреваться.

В случае, если комплектующая имеет красный цвет, то это говорит про то, что транспортное средство длительное время функционировало на бензине, с большим количеством присадок, имеющихся в составе металл. Если на протяжении длительного времени эксплуатировать авто на таком топливе, то это приводит к отложению металла и изоляции токопроводящего налета. Помимо этого, существует вероятность того, что из строя выйдут другие комплектующие входящие в конструкцию мотора.

Следы масла

Нередко, изучая фото рабочих свечей зажигания, можно увидеть, что на них имеются следы масляной жидкости . Особая концентрация таких следов расположена на резьбе. Мотор, имеющий такие свечи, после длительного простоя, чаще всего начинает «троить». Основной причиной становится некачественное состояние колпачков маслоотражательного типа.

Нельзя не рассказать о том, как выглядит рабочая свеча зажигания, которая была извлечена из цилиндра, который перестал функционировать. Электрод и юбка покрываются очень плотным слоем масляной жидкости, которая смещена с каплями топливной жидкости и небольшими частицами, имеющими разрушения. Основной причиной всего этого становится процесс разрушения клапанов, а также поломка возникающая в перегородке между кольцами поршней, а также седлом. Мотор автомобиля также начинает «троить». При этом данный процесс происходит на регулярной основе, что при эксплуатации транспортного средства способствует потере мощностных характеристик авто, увеличению расхода топлива и как следствие, полному выходу двигателя из строя.


Повреждения свечей

Выполняя диагностику свечей зажигания по внешнему виду можно увидеть, когда происходит полное разрушение комплектующей, конструкция которой изготовлена из керамики. Одной из причин возникновения ситуации, когда происходит разрушение, становится длительное функционирование мотора, использование низкокачественного топлива, а также заводской брак. Двигатель ведет себя точно также как и в ситуации, описанной выше. Хорошим исходом сложившейся ситуации становится то когда блоки цилиндров остались целыми. В противном случае ремонт будет не самым дешевым.

Также встречаются ситуации, когда на извлеченной комплектующей присутствуют зольные отложения. В данном случае цвет не играет какой-либо важной роли. Дело в том, что оттенок комплектующей может говорить только про процесс функционирования топливной системы. Причиной подобной ситуации становится сгорание масляной жидкости после того как произошла выработка или же залегание поршневых колец. Такие моторы имеют повышенный расход масляной жидкости, а также при работе издают неприятный запах.

Следует отметить, что проблемы данного вида являются достаточно распространенными при эксплуатации транспортных средств. Если вы не хотите чтобы ситуация усугубилась, то рекомендуется регулярно проводить диагностику своего автомобиля. Чаще всего, специалисты рекомендуют выполнять процесс диагностики двигателя после того как авто проехало 30 тысяч километров. Отметим, что немаловажным также является обращение в автомобильные мастерские, в которых работают мастера с большим опытом работы. Они знают, как определить по свечам зажигания работу двигателя и соответственно, смогут обеспечить беспроблемную работу вашего транспортного средства. Ответственно подходите к данному вопросу, каких-либо сложностей и проблем в работе автомобиля не возникнет.

Состояние свечей зажигания по внешнему виду позволяет определить, какие проблемы имеются в работе авто и соответственно, устранить их.


Оказывается, в камере сгорания двигателя постоянно присутствует настоящий диагностический зонд и несгораемая лакмусовая бумага... При определенных условиях, это позволяет исчерпывающе диагностировать состояние мотора. Речь сегодня пойдет о свече зажигания, но чисто в диагностическом аспекте...

Не существует, однако, сколько-нибудь толкового описания этого метода диагностики, не говоря уже о стандартизации подхода. Повезло ему ничуть не больше, чем " ",
про которую лучше вообще не знать ничего, чем знать то, что про нее пишут специалисты...

Ранее читавшим подробнейший этой методики, вероятно, даже казалось, что перед ними лишь форменная случайность, которая возникает в случае, когда крупицы достоверной информации растворяются в большом количестве желающих о ней поговорить.

Но сегодня мы рассмотрим Случайность вторую.

Сначала предоставим слово тем, кто свечи зажигания производит и, вероятно, должен знать про их состояние все (или почти все):



Подобные плакаты (с расшифровкой) часто висят в магазинах запчастей и на "тренингах" у дилеров.

Желающие изучить это бесценное знание авторитетного первоисточника - просто откройте эту картинку в полном размере. Если получилось разобраться, то вот вам не менее ценное наглядное пособие по истории автомобильной техники - оно также увлечет своей познавательностью:

Заодно отмечу, кстати, что мировые конкуренты BOSCH подобные "научные пособия" почему-то не выпускают. Любопытно было бы сопоставить глубину научной мысли.

Итак, продолжаем экскурс, остановимся на подробностях - вот так, например, комментирует состояние свечей официальный источник:

Такое состояние почти все автомобилисты опознают как "богатая смесь". Именно "богатая" - топливо здесь сгорает не полностью, откладывая сажевый осадок на изоляторе и боковом электроде. Подобные свечи можно получить также и при некорректном режиме эксплуатации автомобиля - частые короткие поездки, когда смесь все еще остается "прогревочной" - пересыщение топливом до 3-4 крат от нормы (стехиометрии). Характерна попытка автора притянуть за уши все сопутствующие заболевания: "забитость воздушного фильтра", "некорректно подобранное калильное число", неправильную (долговременно, стоит думать) топливно-воздушную смесь. Логика вида "плохо ест: рот забывает открывать" усматривается и во многих последующих примерах - мы только начали и это еще одно из самых безобидных объяснений.

Наличие желтоватого оттенка (следов применения ТЭС в топливе) объясняется высокой нагрузкой(?) на мотор и "неправильным" топливом. Редкость выдающаяся, тем более - на свечах новой конструкции - как на фото слева. Лабораторный фотошоп для получения требуемого результата, одним словом.

Заявка на победу!

Залитая насквозь маслом свеча объяснена... повышенным уровнем масла в картере! Такой высокий, видать, что до цилиндра доплескался. Также интересно и объяснение про износ клапанных втулок - по мнению автора, там не иначе как форсунка стоит масляная, которую до сих пор этой втулкой затыкали... Уважаемые читатели, если вы видите свечу в таком состоянии, то она просто не искрообразует, скорее всего. Это удивительный факт, но правда. Очень тяжело искре масляную пленку пробивать. Но даже если вы достали такую свечу из нормально (не трясется, в смысле) работающего двигателя, то "диагностировать" причину уже просто не нужно - ищите деньги на капитальный ремонт двигателя, не надейтесь даже, что вам "перелили масло".


То были искры, а теперь - огонь! И знаете ли вы, в чем причина этой золы (ну вы-то, может, и знаете, но все же)? По мнению специалистов, она исчерпывающа - "неправильное масло". Ни больше, ни меньше! Объяснение настолько потрясающее, что меркнет даже "плохой бензин": раньше было только одно объяснение, а теперь-то - совсем другое дело. Можно смело говорить - наследники Роберта Боша утверждали: это масло плохое. Для современного любопытствующего автомобилиста неожиданно проканывают нормы палитры эпитетов начальной школы - "масло какое?" - "плохое (неправильное)". А какое надо было? - Хорошее" (правильное, рекомендованное). Потрясающе.


Эту картинку из свечной кунцкамеры я привел только для того, чтобы другой десяток свечных уродств не выискивать. Если вы видите любые нарушения нормальной геометрии свечи (разрушение), то единственный выход - ремонт двигателя. Подобные кровь-кишки олицетворяют как раз то состояние, когда пить "Боржоми" и что-то "диагностировать" уже поздно. В современном двигателестроении разрушение свечи - экзотика, причиной которой является ремонтное и предремонтное детонационное уничтожение всего живого в камере сгорания.

Обращу внимание еще раз, что "диагностировать" механические повреждения как состояние двигателя бессмысленно - оно только одно - это без вариантов капитальный ремонт мотора. Не нужно обнадеживаться, что сейчас свечку поменяете и дальше поедем...

Дальше начинается самое интересное: былинные пересказы и самочинные фантазии русскоязычных авторов. Я не стремлюсь объять их необъятную фантазию, но все же любопытно, как трактуют вышеприведенные состояния наши соотечественники. Ясно как: из двух зол они выбирают обе. Иной раз даже спорят с иностранцами: масло говоришь, "wrong"?

При очередных профилактических работах вы заметили белый нагар на свечах зажигания, тогда необходимо знать, что ваш автомобиль «заболел».
Белый нагар на свечах зажигания или иного цвета, не важно, мы знаем, что это проблемы с топливной системой .

Ярославль оппонирует:

4) Отложения на свечи зажигания . Данный вид неисправности свечи зажигания является следствие некачественного бензина, меняем заправку, помним, что раз отложения есть на свече, значит они есть еще где — то, т.е. и на других элементах двигателя. Выход из данной ситуации -это чистка свечи зажигания и смена заправки.

Дескать, то не "топливная система", а конкретно бензин плохой. Заправку поменяй, дурень...

Но не все так плохо! Бывает даже хорошо! Вот, например, нечто, что затрудняюсь классифицировать в любой форме: здесь очень много хорошего, очень хорошего и даже отличного и даже отчаянно превосходного! А если и есть что-то "плохое", то все равно хорошее! Невольно задумаешься - по свечам из данной выборки топливные карты что ли настраивали? Пора, вероятно, Минздраву встречно вводить перевернутые нормы типа "здоров", "очень здоров", "ну и здоров же!": молча любуемся, больше нечего добавить.

Смотрим на не менее странную классификацию:


А вот здесь любопытно даже, чем "механическое разрушение" отличается от "позднего зажигания" и "детонации", что удостоились аж трех различных категорий?! Снова запомните как выглядит "накопление отложений присадок топлива", в копилку к уже двум аналогичным состояниям, рассмотренным выше.


Знаете, вот на этой картинке все вроде бы правильно и логично. И все только лишь потому, что внятно указаны два четких состояния: "плохо" и "хорошо". Лишние слова с разобъяснялками отсутствуют и картины не портят. Даже не знаю, стоило ли крестики ставить, или вы бы сами догадались по внешнему виду? Одна беда только: свечей из абсолютно исправного двигателя на этой иллюстрации нет. А "исправная" свеча, от свечи в центре иллюстрации, ничем качественно не отличается.


Cпросим у автора очередного исследования свечей пояснений, чем же качественно различаются состояния 1 и 4?! Немало удивимся столь странному диагнозу, как "окисление". Очень любопытно: чем и чего? Немногими строками выше, такое состояние (номер 6) уверенно описывали плохим качеством масла, топлива и топливной системы. А здесь какое-то неведомое окисление? Сгорание топлива - само по себе "окисление", в прямом понимании. Свеча тоже пыталась сгореть?!

Подобной информации в сети немало, продолжать можно еще долго. Почти каждый подобный плакат пугает с порога, демонстрируя совершеннейшую экзотику, которую нормальный владелец никогда не повстречает в практике, проходя мимо крайне важных и говорящих о состоянии двигателя состояний. Кроме того, реально востребованные иллюстрации уравниваются в правах наглядности со страшилками, что нивелирует смысл и опасность настоящего "врага" двигателя. В результате, получается очередная иллюстрированная бессмыслица:

Почему так происходит?

Ответ довольно прост.

История двигателестроения поделена на два неравных этапа: длительный отрезок довоенной и послевоенной техники с экстенсивныйм (количественным) развитием - экслуатационные характеристики двигателей нарастают только лишь металлом и качественно не меняются годами - никому не нужен (да и не выгоден) прогресс. В 80-х же начинается постепенный переход на микропроцессорное управление, бурная борьба за экономику и экологию. Первопричина уже была здесь озвучена и разобрана - это Мировой нефтяной кризис. Моторы после него стремительно становятся "умными" и "точными". Микропроцессорный впрыск почти мгновенно вытесняет архаичный карбюратор. Борьба идет буквально за микролитры топлива. Технологии делают резкий качественный скачок - мотор условных 80-х и относительно современный различаются как Вагнер и Ваенга. Общего у них - только лишь принцип и базовые конструктивные решения.

Кардинальные технологические изменения затронули систему питания и ГРМ. С точки зрения монотонности и контролируемости процессов сгорания, это огромный прорыв - в цилиндр прецизионно подают только то, что там нужно, ровно столько, сколько нужно и ровно в тот момент, когда нужно. Фазы сгорания контролируются практически идеально на всем протяжении рабочих оборотов. В общем - с таким тотальным контролем и технологичностью, старым двигателям сталкиваться не приходилось даже близко.

А ведь именно для них, в отсутствие средств современного контроля и диагностирования двигателя, была изобретена довольно грубая прикладная полевая методика "диагностики по свечам". Аналогия с "капельной пробой" очевидная.

Актуальность вышерассмотренных "диагностик по свече" напоминает применение багажа знаний фонарщика XIX века для диагностики и ремонта блока розжига ксеноновых фар.

Любопытно даже, что будет делать современный автовладелец, изъявший из мотора механически поврежденную свечу, если обнаружит в табличке рекомендацию "регулировать угол зажигания", или "искровой зазор"?! Как можно взять свечи "погорячее", если сейчас в каждый конкретный мотор идет только конкретная модель свечи? Ну и так далее - с момента, когда начинаешь вдумываться в конкретные рекомендации, абсурд ситуации лишь усиливается.

Итак, в виду вышеизложенного, произведем вынужденное отсечение архаизмов: 99% вышеприведенных состояний свечей и рекомендаций по их устранению безнадежно устарели и являются, что называется, давно и неправдой.

Хуже того - заметная часть рекомендаций из вышеприведенных таблиц попросту невозможна в рамках современной программы обслуживания: рекомендации "очистить", "отрегулировать зазор", установить свечу "погорячее", "отрегулировать угол зажигания" и проч., это лишь далекое эхо технологически несовершенного прошлого. Даже несмотря на теоретическую возможность заняться нечто подобным для современного мотора (очистить, установить "нестандартную" свечу, отогнуть боковой электрод и даже "чипануть" топливные карты и карты углов зажигания) у этих советов есть главное свойство - с точки зрения ремонта и ресурса, они бесполензны и лишены смысла.

Перечисляю конкретные критерии, которые уничтожают смысловую нагрузку подобной диагностики для современных двигателей:

1.Исключительно точное управление смесеобразованием и замкнутый контроль смесеобразования;
2.Точное управление фазами газораспределения;
3.Применение современного топлива (застандартизированного до крайности, привязанного к современной технологии получения);
4.Наличие встроенного контроля за работой всех систем двигателя - исключает непреднамеренную эксплуатацию неисправного двигателя;
5.Все рабочие параметры двигателя заданы электронным способом и строго контролируются им же.
6.Широкое применение технологических новшеств оптимизации и продления стабильности процессов сгорания во времени, таких, например, как гидрокомпенсаторы.

и некоторые другие меры, которые в совокупности делают качественные отклонения двигателей от номинального режима ничтожными...

В сравнительном контексте, все классические двигатели имеют лишь ту или иную степень неисправности (разрегулированности), которую, разумеется, было сравнительно удобно диагностировать при периодической замене свечей. Свечи были без современного тугоплавкого электрода и менялись буквально на каждом ТО - удобство, периодичность контроля и своевременность возможного вмешательства были оптимальны. Тут уместно было и "зазор поправить", "свечки погорячее подобрать" и даже углы зажигания поточнее выставить.

Все "наглядные пособия" на фото, в лучшем случае, относятся к периоду до 2005 года - времени, когда началось массовое применение свечей с тугоплавкими электродами. На фото же сплошь ископаемые динозавры. А все выводы опираются в большинстве своем на экслуатационные основы 60-х годов, что отлично видно по сути раздаваемых рекомендаций: подогнуть электрод, установить свечи "погорячее" и проч.

Итак, резюмируем: 99% выводов из "наглядной свечной диагностики" для современного двигателя бесполезны. Причин тому - масса, но даже части их достаточно, чтобы такие плакаты с современных мастерских содрать и больше никогда их там не развешивать.

Но что же делать владельцу современного автомобиля, в полностью контролируемом электроникой двигателе которого "нет ошибок", который заправляет автомобиль современным "высоким октаном" 95-98 и использует свечи с тугоплавким электродом? Может ли ему помочь бесплатная и удобная "диагностика по свечам"? О чем может предупредить и от чего уберечь? Что может сказать о здоровье двигателя "в полевых условиях"?

Тут будет трудно спорить с автолюбителем, который эксплуатирует современный двигатель малолитражки. Именно он и возразит: дескать, все понимаю, согласен, но свечи-то попадаются с явными измененями во внешнем виде. Почему же в статье написано, что такие признаки "не работают?".

Работают. Безусловно.

Даже если у вас не сверхпрогрессивный BMW N20, высокотехнологичный BMW N46N, а просто современный исправный мотор выпуска от начала 80-х, свеча может быть крайне полезным наблюдателем процессов в камере сгорания.

1.Состояние первое. Показательное. Называется оно "масло на резьбе". Игнорируется и неправильно трактуется 99% исследователей. Исправляем эту ошибку.

Смотрим только на резьбу:

Смотрим еще, только на резьбу:

Перед нами 100% гарантия того факта, что вверху ГБЦ постоянно присутствуют микропорции масла, которые пульсацией давления в камере сгорания продавливает на резьбу. Постоянное наличие масла сверху ГБЦ - это вероятные проблемы с клапанными втулками и, возможно вентиляцией картера, турбинами. Если мотор в общем исправен, то это потребует ремонта ГБЦ - от замены колпачков, до замены направляющих втулок. В нормальном случае, этот признак четко дифференцирован - см. на фото - проблема этих машин только одна - утечка масла через колпачки. Сопутствующих симптомов и аномалий не выявлено.

2.Состояние второе, знай врага в лицо:

На фотографии отлично виден белесый налет. Это осадок от длительного выгорания присадочного пакета моторного масла. Его оттенок зависит от фактического пакета присадок, а также (реже) от некоторых присадок в топливе - дополнительно ими подкрашивается. В подавляющем количестве случаев, это твердая крупа серого оттенка. Мотор на фотографии давно и со вкусом потребляет моторное масло через пакет колец :

Дело в том, что на такте выпуска (при открытии выпускного клапана), прорвавшаяся через негерметичность пакета колец масляно-воздушная эмульсия "протягивается" через самую горячую точку в камере сгорания - раскаленную свечу. Не выгорают только самые стойкие минеральные соединения, такие, как на фото. Именно по этой причине, 90% "здоровых" состояний свечей в Сети таковыми не являются. Не для свечи (сама свеча будет работать до упора) - для мотора:

На фото выше - свеча из гарантированно потребляющего масло двигателя. Это самое начало процесса (крупинок еще совсем мало), но уже есть повод задумываться о срочной раскоксовке колец - дальше будет хуже и расход будет прогрессировать. Через несколько сезонов будет уже примерно вот так:

Единственное нормальное состояние свечи из исправного двигателя - на этом фото. Никаких отличий от "свечи из коробки":

1.О чем статья?
Единственные два состояния свечи, которые красноречиво и информативно говорят об эксплуатационном состоянии современного мотора: "резьба в масле" и "сухой зольный нагар" на внутрицилиндровой части свечи. Именно эти два индикатора всеми почему-то полностью игнорируются при подобной диагностике.

2.И о чем говорят?
Мокрая резьба - проблемы с поступлением масла сверху. Чаще всего - колпачки-втулки. Реже - вентиляция и уплотнения турбин. Серые крупинки на свече - чистый индикатор расхода через кольца.

Оба признака рано или поздно встречаются и присутствуют одновременно, но это уже длительно запущенные моторы, как правило, в предкапитальном состоянии - как на фото - вместо налета крупинками там уже собирается более рыхлая "шуба". Наличие многослойной шубы уже не позволит просто "раскоксовать" кольца - в таких случаях, как правило, состояние мотора уже запущено безвозвратно:

3.Насколько это точно?
Если двигатель в остальном условно исправен, этого более чем достаточно для определения здоровья мотора и его перспектив, если больше ничего посмотреть не получается и эндоскопа в радиусе 100 км ни у кого нет.

4.Бывают ли исключения?
Разумеется - лучше знать историю мотора, свечам в двигателе требуется пребывать не менее года, самой проблеме в двигателе также должно быть не менее нескольких месяцев, не стоит умышленно пачкать резьбу моторным маслом (такое, кстати, встречается) и еще несколько очевидных факторов, которые могут повлиять на достоверность этого метода. Но если понимаешь, что делаешь и уверен в отсутствии побочных причин - методика 100% действенна.

5.Ну а это тогда что?

Это уже МОКРАЯ свеча. Если это бензин, то к диагностике "условно исправного" двигателя такое состояние не относится - там явно есть тактические проблемы с топливоподачей и воспламенением, а вот если это масло, или бензин-масло, то этому двигателю уже ничего не поможет - это не диагностика, это направление на капремонт. Чисто аварийное состояние - здесь масло бьет в цилиндр фонтаном. К диагностированию (с ретроспективой и перспективной оценкой состояния цилиндро-поршневой) с такими картинками подходить незачем - уже поздно.

6.А вот это?


Вот это сплошный мелкодисперсный краситель - металлосодержащая присадка из бензина. Лет 20 такие антидетонаторы пользовали без последствий, а затем запретили "за экологию" и она стала "вредной". Как ни странно, встречается до сих пор даже в крупных городах и никакой опасности для свечи не представляет. Красных свечей видел много, но неисправных среди них не было. К диагностике состояния самой свечи и мотора отношения не имеет - просто признак без каких-либо последствий.

Будет дополнено при возникновении принципиальных вопросов.

Публикации по теме