Уголовное дело заведено после столкновения турецкого сухогруза с Керченским мостом. Какой выход для безопасности Моста? Турецкий сухогруз проигнорировал указания обойти опоры керченского моста Столкновение сухогруза с опорой керченского моста

Версий столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами Керченского моста как минимум две: невнимательность экипажа, проигнорировавшего указания диспетчера, либо недосмотр российских чиновников, разрешивших плавать без лоцмана. На строительстве моста авария не скажется, но строители готовы судиться с владельцем судна. Оно уже задержано.

Причины

Причиной столкновения турецкого сухогруза «Лира» с мостом через Керченский пролив стало отсутствие лоцмана на судне, сообщает Flash Crimea со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. «Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение – результат чиновничьей безалаберности», – отметил источник.

«Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море?»

Президент Союза транспортников России и первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов призвал сперва тщательно во всем разобраться. Однако у него уже сейчас вызывают вопросы действия турецкого экипажа.

«Осознавали – не осознавали, нужно смотреть, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Но если даже не осознавали, значит, речь идет о непрофессионалах. Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море? Думаю, к тем, кто принимал такие решения, и нужно предъявлять претензии». Также эксперт выразил уверенность, что для российских специальных органов столкновение с опорами моста будет хорошим сигналом на будущее. «Они очень внимательно отнесутся к нынешней истории», – полагает он.

Вторая версия заключается в том, что экипаж принадлежащего компании Turkuaz Shihhing Corp сухогруза «Лира» под управлением капитана – гражданина Турции неоднократно игнорировал требования наземных служб вернуться на нормальный курс. Диспетчеры турецкий сухогруз об опасности, о чем свидетельствует расшифровка переговоров, оказавшаяся в распоряжении ТАСС .

«Лира», предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями», – говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

«Лира», измените курс влево»; «Лира», капитан, вы идете опасным курсом»; «Лира», капитан, остановите ход вперед, полный назад», продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана «Лиры», ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что «старший помощник проверяет» состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома «Победа». «Мы проходили мимо, между свай заехала «Лира», – сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные «требования» диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и «за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он».

«Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение», – пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что «камикадзе среди капитанов нет». При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. «В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно», – отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет – международных норм моряки не нарушили. «В Азовском море, куда шла «Лира», есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться», – рассказали «Комсомольской правде – Крым» в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

По данным источника ТАСС в морских службах, протаранивший опоры Керченского моста сухогруз уже в Таганроге. «Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту – пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое – более 30 лет», – рассказал он. Источник добавил, что сейчас выясняется наличие страховки и возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения опор моста.

Источник ТАСС на страховом рынке при этом отметил, что риски по строящемуся Керченскому мосту, скорее всего, были не застрахованы, поэтому выплаты от коммерческих страховщиков не последуют.

Ссылаясь на собственные источники, LifeNews отмечает, что ущерб будет оценен в десятки миллионов рублей, а сам инцидент разрешат в судебном порядке. На восстановление разрушенной опоры, по данным издания, может уйти до нескольких месяцев.

В инфоцентре «Крымский мост» газете ВЗГЛЯД сообщили, что инцидент с сухогрузом никак не повлияет на строительство рабочего моста в Керченском проливе. «Тем более это не окажет никакого влияния на сроки строительства основного моста в Крым», – добавили там.

В инфоцентре также рассказали, что строительно-монтажные работы на мосту не мешают судоходству. При этом все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о строительных работах. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета прошлого года, зона работ ограничена специальными навигационными знаками.

Столкновение произошло еще 19 марта, но информация об инциденте появилась только сейчас. В результате была уничтожена опора № 80. Также уничтожены две маячные сваи, а опоры № 79 и № 81 имеют смещения, рассказали газете ВЗГЛЯД в Управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

В каком-то смысле строителям повезло. Ведь сухогруз в опору не того моста, который в итоге свяжет Крым и Краснодарский край, а вспомогательного, необходимого для строительства основного. Рабочие мосты прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Кстати, на Керченском мосту специальные гидротехнические сооружения для защиты его опор от инцидентов. Эти работы запланированы в соответствии с проектом, Главгосэкспертизой еще в феврале, так что о влиянии мелкой аварии на масштабное строительство говорить не приходится.

Версий столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами Керченского моста как минимум две: невнимательность экипажа, проигнорировавшего указания диспетчера, либо недосмотр российских чиновников, разрешивших плавать без лоцмана. На строительстве моста авария не скажется, но строители готовы судиться с владельцем судна. Оно уже задержано.

Причины

Причиной столкновения турецкого сухогруза «Лира» с мостом через Керченский пролив стало отсутствие лоцмана на судне, сообщает Flash Crimea со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. «Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение — результат чиновничьей безалаберности», — отметил источник.

Президент Союза транспортников России и первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов призвал сперва тщательно во всем разобраться. Однако у него уже сейчас вызывают вопросы действия турецкого экипажа.

«Осознавали — не осознавали, нужно смотреть, — заявил он. – Но если даже не осознавали, значит, речь идет о непрофессионалах. Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море? Думаю, к тем, кто принимал такие решения, и нужно предъявлять претензии». Также эксперт выразил уверенность, что для российских специальных органов столкновение с опорами моста будет хорошим сигналом на будущее. «Они очень внимательно отнесутся к нынешней истории», — полагает он.

Вторая версия заключается в том, что экипаж принадлежащего компании Turkuaz Shihhing Corp сухогруза «Лира» под управлением капитана — гражданина Турции — неоднократно игнорировал требования наземных служб вернуться на нормальный курс. Диспетчеры предупреждали турецкий сухогруз об опасности, о чем свидетельствует расшифровка переговоров, оказавшаяся в распоряжении ТАСС .

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23:35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что «старший помощник проверяет» состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома «Победа». «Мы проходили мимо, «между свай заехала «Лира», — сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка , подобные «требования» диспетчера не носят обязательного характера. Окончательно решение принимает капитан, и «за все, что происходит с судном, в конечно счете несет ответственность капитан».

«Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Также как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение», — пояснил Гуцуляк.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами прошло случайно, потому что «камикадзе среди капитанов нет». При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. «В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно», — отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет – международных норм моряки не нарушили. «В Азовском море, куда шла «Лира», есть и российские, и украинские порты и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться», — рассказали «Комсомольской правде – Крым» в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преступление участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

По данным источника ТАСС в морских службах, протаранивший опоры Керченского моста сухогруз уже задержан в Таганроге. «Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту — пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое — более 30 лет», — рассказал он. Источник добавил, что сейчас выясняется наличие страховки и возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения опор моста.

Источник ТАСС на страховом рынке при этом отметил, что риски по строящемуся Керченскому мосту скорее всего были не застрахованы, поэтому выплаты от коммерческих страховщиков не последуют.

Ссылаясь на собственные источники, LifeNews отмечает, что ущерб будет оценен в десятки миллионов рублей, а сам инцидент разрешат в судебном порядке. На восстановление разрушенной опоры, по данным издания, может уйти до нескольких месяцев.

В инфоцентре «Крымский мост» сообщили, что инцидент с сухогрузом никак не повлияет на строительство рабочего моста в Керченском проливе. «Тем более, это не окажет никакого влияния на сроки строительства основного моста в Крым», — добавили там.

В инфоцентре также рассказали, что строительно-монтажные работы на мосту не мешают судоходству. При этом все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о строительных работах. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета прошлого года, зона работ ограничена специальными навигационными знаками.

Столкновение произошло еще 19 марта, но информация об инциденте появилась только сейчас. В результате была уничтожена опора №80. Также уничтожены две маячные сваи, а опоры №79 и №81 имеют смещения, рассказали в «Управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

В каком-то смысле строителям повезло. Ведь сухогруз врезался в опору не того моста, который в итоге свяжет Крым и Краснодарский край, а вспомогательного, необходимого для строительства основного. Рабочие мосты прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Кстати, на Керченском мосту возведут специальные гидротехнические сооружения для защиты его опор от инцидентов. Эти работы запланированы в соответствии с проектом, утвержденным Главгосэкспертизой еще в феврале, так что о влиянии мелкой аварии на масштабное строительство говорить не приходится.

Выяснились новые подробности происшествия, связанного с турецким судном, которое протаранило опоры Керченского моста.

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал сайту телеканала «Звезда», что экипаж сухогруза не знал местности, но при этом шел без лоцмана. Его отсутствие, возможно, и стало причиной столкновения.

В ближайшее время, по словам источника, будет изменено постановление об обязательной «лоцманской проводке». Под него подпадут все без исключения сухогрузы. Раньше правила касались только тех судов, которые были больше 140 метров и имели осадку больше четырех с половиной метров.

Уголовное дело заведено после столкновения турецкого сухогруза с Керченским мостом.

Следователи открыли уголовное дело по факту столкновения турецкого сухогруза с опорой Керченского моста, об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

По его словам, в настоящий момент водное судно задержано в порту Таганрога. Также в Арбитражном суде будет рассмотрен вопрос, насколько правомерно действовал экипаж сухогруза. Собеседник информагентства не уточнил, будут ли эти слушания касаться возмещения убытков компании-застройщику.

В Южном следственном управлении на транспорте СКР информагентству сообщение об уголовном деле не прокомментировали. А в информационном центре «Крымский мост» заверили, что случившееся не сорвет строительство моста через Керченский пролив.

Как сообщалось ранее, 19 марта турецкий сухогруз «Лира» врезался в одну из опор строящегося Керченского моста. В результате уничтожены опора № 80, две маячные сваи, опоры № 79 и № 81 имеют смещения, также возможны скрытые повреждения у опоры № 79. Владелец судна – компания Turkuaz Shihhing Corp, управлял сухогрузом гражданин Турции.

Знакомый с ситуацией источник рассказал сайту телеканала «Звезда», что экипаж не знал местности, но шел без лоцмана, что и могло стать причиной инцидента.

Послесловие

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Когда же у нас начнут думать чуть-чуть вперед? Такой объект нужно защищать от любых случайностей.

Выход прост. Помимо лоцманов и с ними охранных групп нужно:

1. Световыми буями с двух сторон за 5 миль до моста обозначить направление движения в фарватере в створ прохода.

2. Выставить на рейде с двух сторон (с Черного моря и с Азовского) военные сторожевые корабли в постоянное боевое дежурство. И по радио каждое судно, подходящее к мосту, предупреждать, что отклонение от пути рассматривается как попытка диверсии по отношению к стратегическому объекту и будет пресекаться всеми силами и средствами ВМФ России.

3. По хорошему, нужно камни организовать вдоль всего моста кроме фарватера.

4. Когда будет близится завершение строительства не помешает персональный для моста ЗРК, где-нибудь неподалеку.

5. Любой грузовик подъезжающий к мосту с обеих сторон пропускать через сканер на поиск взрывчатки.

6. Как обезопасить железнодорожный переход не знаю. Но надо.

7. Сторожевики, конечно, должны остаться, когда мост построят.

Иначе, находясь почти в состоянии войны одновременно с двумя странами, нарвемся на брандеру или на подводных диверсантов. Если эти меры безопасности до сих пор не были предприняты - это преступная халатность. На этом экономить нельзя. Хотя за лоцмана можно и плату увеличить для компенсации расходов.

Между прочим, случаи бывают разные и порой самые невероятные. Но об этом в другой раз.

Следователи возбудили уголовное дело в связи со столкновением турецкого сухогруза с опорой временного моста в Керченском проливе. «Сейчас судно задержано в порту Таганрога. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту столкновения. Кроме того, дело о правомерности действий судна будут рассматривать в Арбитражном суде», — сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Инцидент произошел 19 марта. В 22.30 судно «Лира» под флагом Панамы двигалось из Черного в Азовское море по Керченскому проливу без лоцмана со скоростью порядка 7 узлов (около 13 км/ч). Отметим, что Минтранс с 2015 года освободил суда, под параметры которых подходит и «Лира», от лоцманской проводки в Керченском проливе. Однако этот приказ был принят до того, как в проливе стал активно строиться мост, а интенсивность движения резко выросла.

Нарушение правил навигации сухогрузом было зафиксировано регулятором движения в проливе.

Об этом сообщили капитану, подчеркнув несколько раз, что «Лира» идет опасным курсом.

Но, судя по расшифровке радиопереговоров оператора региональной системы управления движением судов (РСУДС) и капитана «Лиры», сухогруз какое-то время игнорировал рекомендации по навигации и продолжал двигаться прежним курсом и с прежней скоростью.

После нескольких минут увещеваний оператора сухогруз начал снижать скорость, но столкновения избежать не удалось. Сухогруз навалился на одну из опор вспомогательного моста, по которому должны доставляться грузы для строительства основного — Керченского — моста. В результате была уничтожена одна опора, частично смещены еще две, у ряда элементов конструкции имеются повреждения.

После столкновения капитан «Лиры» опять вышел на связь и заявил, что судно исправно, попросив разрешения двигаться дальше самостоятельно. Оператор РСУДС, ранее посоветовавший «Лире» «в следующий раз следовать с лоцманом, вы не готовы следовать без лоцмана», настоял на том, чтобы сухогруз проследовал в район якорной стоянки у порта Кавказ. После этого судно ушло в пункт назначения — Таганрог.

«Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру».

Видны следы свежей краски по борту — пытались скрыть следы столкновения с опорой.

Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое — более 30 лет», — сказал источник ТАСС в морских службах региона, знакомый с ситуацией.

Как уточнил и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев, существующее законодательство наделяет капитана морского порта правом задержать судно и/или груз в порту по заявлению любого заинтересованного лица «в обеспечительных целях на срок не более 72 часов». Это общераспространенная мировая практика, отметил Клюев. «В течение 72 часов заинтересованное лицо должно в судебном порядке — то есть через суд — предъявить судовладельцу свои требования. И уже суд решает дальнейшую судьбу задержанного судна. В частности, он может арестовать его в обеспечительных целях. Если суд примет решение об аресте, то капитан морского порта будет обеспечивать решение суда, не выпуская судно из морского порта. Еще раз подчеркну, это обычная практика работы капитана морского порта», — сказал Клюев.

Сейчас выясняется возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения. При этом риски при строительстве моста через Керченский пролив не были застрахованы, сообщает FlashCrimea.

Тем не менее инцидент не помешает завершить строительство рабочего моста в установленные сроки. Не скажется он и на сроках сдачи основного моста в Крым. Об этом сообщили в управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

«Суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о работах в акватории за пределами фарватера. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета 2015 года, зона строительных работ ограничена специальными навигационными знаками, — сообщили в управлении. — Фронт работ не затрагивает зону судоходства — Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят из Черного моря в Азовское и обратно. Фарватер останется свободным для прохода судов на протяжении всего строительства, за исключением небольшого промежутка времени в будущем, когда будут выполняться технологические операции по установке арок судоходного пролета».

При этом сам Керченский мост предполагается защитить от возможного повторения подобных инцидентов. Опоры судоходного пролета основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями — палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком, пояснили в управлении.

Судьба же злополучного сухогруза пока остается неизвестной. Впрочем,

туманно не только будущее, но и прошлое судна.

Первоначально сообщалось, что сухогруз «Лира», столкнувшийся с опорой строящегося рабочего моста в Керченском проливе, принадлежит турецкой компании Turkuaz Shipping Corp. Однако это оказалось не так.

«Судно в настоящее время не находится под нашим управлением или во владении нашей компании. Поэтому мы не несем ответственности за указанное судно и не располагаем какой-либо информацией относительно «Лиры», — сообщил «Газете.Ru» один из учредителей Turkuaz Yacht & Ship Services Co Ltd Ибрагим Эрол.

По данным портала Shipspotting.com,

в 2010 году «Лира» принадлежала Turkuaz Shipping Corp, однако управляющей компанией на тот момент было АО «Югрефтрансфлот» (ЮРТФ), зарегистрированное в Севастополе.

«Газета.Ru» связалась с компанией «Югрефтрансфлот», и там пояснили, что судно действительно когда-то находилось под их управлением, однако в настоящий момент оно принадлежит туркам. «Мы давно уже передали его в другие руки и не следим за его судьбой», — сообщили «Газете.Ru» в «Югрефтрансфлоте» с заметным облегчением.

С 2010 года и по настоящий момент судно принадлежит компании Voda shipping с головным офисом в Стамбуле. В компании «Газете.Ru» пояснили, что руководства нет на месте и комментировать инцидент без их санкции сотрудники не могут.

Специалисты назвали причины столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорой строящегося моста в Керченском проливе. Отмечается, что на турецком судне отсутствовал лоцман и оно следовало через пролив без надлежащей наводки.

Как стало известно в среду, причиной столкновения сухогруза компании Turkuaz Shihhing Corp с опорой Керченского моста стало отсутствие лоцмана на турецком судне. «Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение - результат чиновничьей безалаберности», - передает FlashCrimea со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Также отмечается, что инцидент с турецким судном никак не отразится на процессе строительства Керченского моста. «Инцидент с сухогрузом «Лира», в результате которого была повреждена опора рабочего моста №2 в Керченском проливе (три сваи опоры №80 рабочего моста были загнуты), не повлияет на ход и срок строительства этого рабочего моста. Тем более, это не окажет никакого влияния на сроки строительства основного моста в Крым», - цитирует ТАСС сообщение Управления федеральных автодорог «Тамань», которое является заказчиком стройки.

Ранее сообщалось, что 19 марта в Керченском проливе произошло столкновение турецкого грузового судна с опорой строящегося моста. При инциденте никто не пострадал. Ущерб от столкновения судна с конструкцией постройки оценивается в десятки миллионов рублей.

Публикации по теме